Структуралистская теория




Структуралистская теория развития появилась как попытка ответа на вызовы историзма и эволюционизма, которые считали важнейшим индикатором развития время и совершенно игнорировали роль пространственных структур. Структурализм исходит из того, что в ходе развития изменяется только структура развивающегося объекта, под которой понимается совокупность устойчивых элементов и отношения между ними, обеспечивающие целостность и самотождественность системы. Структуры обладают объективностью. Они не зависят от сознания и воплощают устойчивый момент действительности.
Структуралисты утверждают, что структура любого организма - и биологического и социального - обладает первичностью по отношению к функции. Например, так называемый телеологический или целевой подход гласит, что все элементы, органы некоего единства, организма зависят друг от друга, созданы и приспособлены для выполнения определенных функций. Структурализм же считает, что существуют изначальные, первичные структуры, или праструктуры, на основании которых через их модификации можно объяснить все многообразие ныне существующих видов. Так, имеется общая для всех ныне существующих языков первичная структура, - праязык, - из которого вышли ныне существующие языковые группы, семьи, диалекты и т. д. Общее всего нынешнего языкового многообразия - структура языка.
В XVIII веке французский биолог-систематик Жоффруа Сент-Илер утверждал, что существует одно идеальное животное, имеющее определенную структуру, а все остальные виды -это есть его модификации. Он же предложил и основную идею структурного метода: идею гомологии, т. е. подобия. Морфологические подобия объясняются не функциями, которые выполняют те или иные органы, а их расположением в организме. Органы могут увеличиваться, удваиваться, аннигилировать, но только не перемещаться. Единый план строения мы можем обнаружить в различных феноменах живой природы, общества, культуры. Как бы не различались такие природные соединения, как минералы, доказано, что все они отличаются различными способами организации кристаллической решетки. Изучая современную семью и семью древнего общества, этнографы находят, что именно вторая выступает по отношению к первой в качестве первичной. Ее элементарная структура - это тот минимум, который и составляет сущность семьи.
Для структурализма принципиальным является утверждение, что структура важнее истории. Это означает, что развитие во времени считается несущественным типом изменений, а на первое место ставятся структурные преобразования. Структурализм предлагает законы, следуя которым структура подвергается трансформациям, порождая все новые качественные образования. Именно структурными трансформациями можно объяснить многие факты развития, особенно в социальной сфере.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление