Эволюционная концепция развития
Эволюционизм в XIX - начале XX столетий был популярен в антропологии, этнологии и социологии. В его основе лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов.
Классический эволюционизм отвечает на вопросы:
* Как развивалась жизнь на нашей планете?
* Как объяснить бесконечное многообразие живых форм и удивительную приспособленность живых существ к среде обитания?
* Каковы движущие силы и направления эволюции?
* Как появился человек?
Движущими силами развития в эволюционной концепции выступают: наследственная изменчивость; борьба за существование; естественный отбор. Особый интерес для представителей других отраслей науки вызвало положение о борьбе за существование и её формах. Чарльз Дарвин выделял три формы: внутривидовая борьба; межвидовая борьба; борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы.
Самый живой отклик классический эволюционизм нашел в социологии, которая во второй трети XIX столетия проходила свое становление и нуждалась в объяснительных схемах и принципах. Пытаясь найти метафору, объясняющую общество и его изменения, социологи уподобили общество организму. Сначала эта аналогия использовалась лишь в качестве методологического инструмента, но затем общество стали рассматривать как реальный организм, но только общественный. Утверждалось, в частности, что, подобно живым организмам, общество состоит из различных элементов (клеток-индивидов), собранных в более сложные единицы (органы-институты), которые объединены сетью детерминирующих связей (органическая анатомия - социальные связи).
Этот первый примитивный социальный биологизм был впоследствии теоретически скорректирован. В частности, английской социолог Герберт Спенсер исходил из того, что социальная эволюция составляет часть общей эволюции, представляющей изначально внутренне направленный процесс появления все более сложных социальных форм. В основе этого процесса лежит взаимодействие дифференциации и интеграции. Дифференциация, то есть, постоянно возникающая разнородность, неизбежна. Интеграция же отбирает наиболее устойчивые структурные соотношения между расходящимися частями в направлении наименьшего сопротивления окружающей среды.
Особого внимания заслуживает тезис эволюционной концепции о корректирующем влиянии социальной среды, а также утверждение о том, что различные социальные антагонизмы - классовая борьба, экономическая конкуренция, военные столкновения - являются видами борьбы за существование.
В 20-е годы нашего столетия начался синтез классического эволюционизма с другими науками, прежде всего с генетикой. Появившуюся теорию эволюции стали называть синтетической теорией эволюции. Эволюционизм имеет различные "версии", но в настоящее время он не играет заметной роли в методологии обществознания.