Прогрессивное и регрессивное развитие
Прогресс и регресс - это характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо выраженный оценочный подтекст. Под прогрессом понимают тип направления развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно, регресс понимается как нечто противоположное прогрессу. Деление процессов на прогрессивные и регрессивные возможно на основе определения, что такое "низшее и высшее", "более и менее совершенное" и с учетом, что прогресс и регресс связаны с определенной целью развития.
Прогресс - это развитие по пути приближения объекта к своему идеальному состоянию, а регресс - удаление от него. Так, врачи употребляют выражения "прогресс" или "регресс" болезни исходя из того, что существует строго установленная и описанная в теории динамика протекания заболевания, включающая все фазы - от его зарождения до прекращения. Когда врач говорит: "Болезнь прогрессирует", это означает, что она закономерно развивается в соответствии со своей клинической картиной. А когда говорят о регрессе болезни, это следует понимать так, что болезнь отступает и больной выздоравливает.
Особую значимость идея прогресса имеет в социальной области. Человечество всегда было одержимо целью сделать жизнь лучше, чем она есть. Если бы люди считали, что та жизнь, которой они живут, является единственно возможной, они впали бы в отчаяние от безысходности. Истоки идеи прогресса можно обнаружить уже в греческой античности. Платон в "Законах" рассуждает об эволюции социальной организации, которая продвигается от зародышевого состояния к более совершенным формам. Прогресс государства, по Аристотелю, есть развитие от семьи и первобытной общины к греческому полису-государству. Другим источником идеи прогресса является иудейская и христианская эсхатология. В библейских сказаниях история человечества рассматривается как неуклонное и постепенное исправление и искупление первородного греха.
Интересный поворот идея прогресса пережила в эпоху великих географических открытий, когда выяснилось, что человеческие общества, культуры, политические и экономические системы не составляют единого целого. Чтобы объяснить существующее разнообразие, французский историк Жак Бусе в XVIII веке предложил концепцию всеобщей истории, в которой выделил 12 эпох, располагающихся друг за другом по мере роста индивидуальной свободы и нравственности людей.
В XIX столетии идея прогресса стала своеобразной "религией" европейской цивилизации. Она восторжествовала в науке, философии, социологии, искусстве. Поводом для такого оптимизма явилось видимое улучшение жизни в Европе в течение короткого промежутка времени. Тогда же концепция прогресса становится и предметом специального философского осмысления. В ней выделяют такие основополагающие аспекты прогресса, как:
* Необратимость времени, которое течет линейно и обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего;
* Направленность движения, в котором ни одна стадия не повторяется, а каждая последующая ступень находится ближе к предполагаемому конечному состоянию, чем предыдущая;
* Кумулятивность развития, которое протекает либо революционно, либо эволюционно;
* Дифференциация фаз процесса развития;
* Неуклонное совершенствование развивающегося объекта: каждая последующая ступень лучше предыдущей.
Критерием социального прогресса, начиная с Нового времени, считается мера человеческой свободы, а в качестве универсального средства прогресса - рационализация всех сфер человеческой жизни. Выражением прогресса традиционно считались такие процессы, как индустриализация, урбанизация, модернизация. И только совсем недавно человечество осознало, что обратной стороной всего этого является ухудшение экологии, перенаселенность, перепроизводство, рост напряженности между развитыми и развивающимися странами. Непрерывный экономический рост привел к исчерпанию многих видов природных ресурсов и поставил человечество перед необходимостью регулирования развития, вплоть до "нулевого роста". И поэтому одной из главных задач является пересмотр оснований прогресса, поиск его оптимального критерия.