Философия Канта
Классическая немецкая философия
Классическая немецкая философия представляет собой преемственный ряд философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, в которых получила дальнейшее развитие и решение центральная проблема рационалистической философии - проблема тождества объекта и субъекта.
Иммануил Кант
(1724 - 1801)
Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю философии на до - и после-кантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления.
Сущность практического разума
Практический разум у Канта регулирует сферу человеческой свободы. Он означает право на свободу выбора. Часто практический разум отождествляется с нравственностью. Говоря об отношениях чистого и практического разума, Кант отдает предпочтение последнему. Это означает, что в затруднительных ситуациях человек в первую очередь должен прислушиваться к голосу сердца, совести, даже если это идет вразрез с требованиями логики.
Фихте, Иоганн Готлиб
(1762-1812)
Фихте основной задачей своей философии ставил преодоление кантовского дуализма "вещей-в-себе" и "явлений". У Канта, как известно, субъект распадается на познающего и действующего, причем оба обладают автономией. Фихте выходит из этого затруднения через отрицание этого раздвоения: субъект (Я) - это единственное, что реально и абсолютно. Весь остальной мир, в том числе и мир природы, есть продукт деятельности "Я" и его можно назвать "не-Я", инобытием "Я". Переход от "Я" к "не-Я" и составляет задачу главного дела жизни и творчества Фихте - его "Наукоучения".
Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф
(1775 - 1854)
Высоко оценивая достижения Фихте, Шеллинг тем не менее, не мог согласиться с его констатациями по отношению к природе. И данные естествознания, и интуиция Шеллинга говорили о том, что природа не есть только продукт деятельности "Я": пассивный и бессознательный.