Фихте, Иоганн Готлиб
(1762-1812)
Фихте основной задачей своей философии ставил преодоление кантовского дуализма "вещей-в-себе" и "явлений". У Канта, как известно, субъект распадается на познающего и действующего, причем оба обладают автономией. Фихте выходит из этого затруднения через отрицание этого раздвоения: субъект (Я) - это единственное, что реально и абсолютно. Весь остальной мир, в том числе и мир природы, есть продукт деятельности "Я" и его можно назвать "не-Я", инобытием "Я". Переход от "Я" к "не-Я" и составляет задачу главного дела жизни и творчества Фихте - его "Наукоучения".
Помимо создания концепции наукоучения, Фихте является автором оригинальной философии права и государства. Он написал такие труды, как "О понятии наукоучения или о так называемой философии" (1792); "Замкнутое торговое государство" (1800); "Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии" (1801).
Свою философию, названную "наукоучением", Фихте разрабатывал и уточнял в течение десяти лет. Он был убежден, что практически-деятельностное отношение к миру предшествует познавательному. Сознание задано человеку и обнаруживает себя в действии, в волевом акте. От внешних детерминант поведения человек освобождается в акте самосознания. В наукоучении разработаны принципы, опираясь на которые из абсолютного "Я" можно вывести окружающий человека мир и знания об этом мире. Всего таких исходных принципа три.
Первый принцип: "Я" первоначально полагает свое собственное бытие". Это означает, что "Я", человек, является исходным пунктом всех последующих актов.
Второй принцип: "Я" безусловно противополагается "не-Я". Это означает, что бытие "Я" потенциально содержит в себе нечто, что, будучи актуализированным, противостоит ему и называется "не-Я".
Третий принцип: "Я" по своей структуре противоречиво, внутри него противополагаются друг другу частичное "Я" и "не-Я".
Диалектика "Я" и "не- Я" у Фихте
Всякая реальность есть продукт деятельности "Я". Вместе с самосознанием "Я" есть", полагается и его противоположность "не-Я". Сосуществование "Я" и "не-Я" в одном единстве возможно только через их взаимное ограничение. Если "Я" определяется через "не-Я", то "Я" выступает в качестве практического. Теоретическое "Я" необходимо для того, чтобы существовало практическое "Я", ставящее цели и реализующее их. Деятельность "Я" абсолютна: оно само обеспечивает себя задачами, причем делает это бессознательно. В результате деятельности "Я" получается мир, лишенный самостоятельности и являющийся только объектом изменений. Изменяя и переделывая мир, практическое "Я" приближается к тождеству с самим собой. Идеал развития общества, по Фихте, есть совпадение индивидуального и абсолютного "Я" и осознание того, что вся предметная сфера, окружающая человека, есть результат его деятельности. Диалектика "Я" и "не-Я" у Фихте есть попытка распространить принципы человеческого разума на весь мир, субъективировать его. Вне человеческого "Я" мира просто не существует, а значит, нет и раздвоения, на которое указывал Кант. Весь мир - это мир "Я", но чтобы показать его зависимость от "Я", Фихте использует понятие "не-Я" как инобытия "Я". Физический и познаваемый мир совпадают через единство "Я".
Философия права Фихте
В философии права Фихте решает вопрос об отношении одного "Я" к другому "Я". Право выступает как важное условие возможности самого "Я", самосознания. Чтобы самосознание конкретного эмпирического "Я" состоялось нужно наличие других разумных существ. Правовое состояние не является и принципиально не может быть естественным состоянием, но оно не может быть выведено и из нравственности. Право занимает особое положение между законами природы и законами свободы. Государство есть результат договора между гражданами, и каждый обязан или подчиняться этим законам или выбирать себе государство, законы которого ему по душе.