Философия на рубеже тысячелетий
Человек и мир на рубеже тысячелетий: философские проблемы
Современный социальными философами отмечана следующая закономерность: по крайней мере, последние три столетия, под "занавес" века в духовной жизни развитых европейских обществ наблюдается нарастание финалистских настроений. Эта закономерность имеет не метафизический или социологический, а скорее психологический характер. Людям свойственно время от времени подводить итоги своей жизни, оценивать её как удавшуюся или неудавшуюся, счастливую или "не очень".
Сущность современной эпохи
В конце XX века человечество переживает завершение эпохи, которая в последнее время стала обозначаться философами и культурологами звучным термином "модерн". Понятие "модерна" (с франц. moderne - современный) чаще всего ассоциируется у большинства людей со стилем в искусстве. Еще в XVI веке итальянский искусствовед Джордже Вазари использовал это понятие для обозначения художественного стиля эпохи Возрождения, хотя в качестве господствующего этот стиль утвердился только в конце XIX столетия.
Современный мир перед лицом глобальных проблем
Поводом для "переоценки ценностей" господствующего типа развития послужили не столько политические, социальные и экономические противоречия, сколько осознание того факта, что в мире постепенно нарастают глобальные экологические проблемы. Они стали проявляться с конца 50-х годов в виде ухудшающейся атмосферы, воды, почвы, уменьшения численности лесов и т.п. явлений.
Современное общество в ситуации постмодерна
Сказанное выше позволяет заключить, что мировое сообщество в настоящее время переживает переходное состояние. С одной стороны оно уже утратило характерные черты модерна, а с другой стороны, в нем еще не обнаружились признаки, позволяющие идентифицировать его новую качественную определенность. Нечеткость, расплывчатость, неопределенность - явные признаки переходного состояния.
Поиски новых форм организации общественной солидарности
Одной из таких попыток является возрождение идеи коммунитаризма в социально-философской теории и коммунитарного движения в политической практике. Подобно тому, как постмодернизм критикует философский и политический "проект модерна" за его тоталитарный характер, коммунитаризм начинает с критики политико-правового ядра модерна - теории либеральной демократии.
Человечество в XXI веке: необходимость новой цивилизационной парадигмы
И все же рецепты, предлагаемые в рамках коммунитарной модели, недостаточны для преодоления глобального экологического кризиса. Коммунитаризм эффективен для решения проблем внутри большого общества и государства, но выработка общечеловеческой стратегии требует универсальных подходов, выработки единого миропонимания.