Философия познания
Основной вопрос философии
Основной вопрос философии, сформулированный как вопрос об отношении мышления к бытию, посвящен, в том числе, выяснению возможности познания человеком окружающего мира. Речь идет, разумеется, не об установлении того, в состоянии ли человек познавать окружающий мир, а о более фундаментальном вопросе, который звучит так: "Что значит знать?"
Предпосылки познания
Первым условием возможности познания является наличие у человека соответствующей биологической организации: органов, обеспечивающих чувственное восприятие внешнего мира, а также развитой центральной нервной системы. Однако этого недостаточно. Нужно, чтобы внешний по отношению к человеку мир был доступен познанию, обладал способностью открываться, откликаться в ответ на познавательные усилия людей. Эта способность вытекает из наличия в нем таких свойств, как отражение и антропность.
Границы познания
Обычный человек, в ответ на вопрос: "Познаваем ли мир?", ответит утвердительно. Свидетельством этой познаваемости служит громадный объем знаний, накопленный человечеством за свою историю. И каждый день этот объем увеличиваются, а периодически наука объявляет об открытиях, кардинально изменяющих жизни человека: создание пенициллина, изобретение радио, полеты в космос, расшифровка генома человека, информатизация пространства человеческого бытия - всему этому мы обязаны науке.
Как мы знаем то, что знаем?
В теории познания существует две традиции объяснения того, откуда берется достоверное, истинное знание. Первая называется рационалистической и появилась в ходе полемики между Сократом и софистами.
Структура познания
Познание вплетено в повседневную человеческую жизнь и происходит как бы само собой, "естественно", без видимых усилий со стороны человека. Подобно тому, как человек не задумывается о том, какие органы и системы обеспечивают его дыхание, пищеварение, передвижение и другие жизненно необходимые функции, он не задумывается и по поводу того, как осуществляется познание.
Уровни познания
В зависимости от вида познаваемого объекта, полноты и глубины познания, применяемых приемов и методов, способов концептуализации знания и других характеристик, выделяют уровни познания. Уровень познания отличается такими характеристиками, как полнота знания, его обоснованность, универсальность, оформленность. В связи с этим выделяют обыденное и научное познание.
Познание и язык
Для того, чтобы познание стало возможным, необходимо уникальное соединение множества объективных и субъективных условий, факторов и способностей. В ряду них особое место занимает язык - система знаков, играющая важную роль в общении людей и выступающая главным средством формирования и выражения мысли.