Границы познания





Обычный человек, в ответ на вопрос: "Познаваем ли мир?", ответит утвердительно. Свидетельством этой познаваемости служит громадный объем знаний, накопленный человечеством за свою историю. И каждый день этот объем увеличиваются, а периодически наука объявляет об открытиях, кардинально изменяющих жизни человека: создание пенициллина, изобретение радио, полеты в космос, расшифровка генома человека, информатизация пространства человеческого бытия - всему этому мы обязаны науке.
Признавая могущество науки, философия, тем не менее, всегда задавалась вопросом о границах познания: "Что мы можем знать?" - Все, что захотим, или же есть в мире нечто, в принципе недоступное человеческому познанию? В поисках ответа на этот вопрос в истории философии определились две диаметрально противоположные позиции.
Первая получила название гностицизма, или гносеологического оптимизма. В ней отстаивается точка зрения, что мир, в принципе, полностью открыт познавательным устремлениям человека. В нем нет вещей, явлений и процессов, недоступных познанию. Если мы не знаем что-то сейчас, то это временное затруднение, вызванное неразвитостью нашего интеллекта и недостаточностью опыта. По мере расширения опыта и совершенствования человеческого интеллекта, сфера познанного будет расширяться: то, что неопознано сегодня, будет обязательно познано спустя какое-то время и так - до бесконечности. Наиболее авторитетным и последовательным защитником такого подхода был немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Он был убежден, что в мире нет потаенных, сокровенных уголков, навечно закрытых для человека. Рано или поздно все тайны раскроются под натиском разума. Познание, по Гегелю, это процесс, в котором логическая сторона взаимосвязана с исторической. Представителями гностицизма были Платон, Аристотель, Декарт, Маркс.
Вторая позиция заключается в отрицании принципиальной возможности полного познания мира. Её сторонники утверждают, что существуют вещи, явления, процессы, сущность которых никогда не будет открыта человеком. Немецкий философ Иммануил Кант отстаивал такой подход к познанию в своем учении о "явлениях" и "вещах-в-себе". "Явления" (феномены) - это объекты или свойства объектов, подчиненные принципу причинности и доступные познанию с помощью "чистого" разума, под которым Кант понимал способность к рациональному, логическому мышлению. "Вещи-в-себе" (ноумены) - это объекты или свойства объектов, бытие которых свободно, не встроено в систему причинно-следственных связей. А поскольку познание сводится к установлению причин явлений и законов, которым они подчинены, то "вещи-в-себе" непознаваемы. В качестве примеров таких "вещей-в-себе" можно назвать бытие Бога, сущность свободы, природу человека, любовь, смерть и т.д. Философов, стоящих на позиции отрицания возможности познания сущности вещей, называют скептиками или агностиками. Разновидностью скептицизма является релятивизм (от лат. relativus - относительный), считающий любое знание субъективным, условным и относительным. Релятивистами были древнегреческие софисты, отвергающие существование логических и этических норм и правил и провозглашавшие в качестве критерия истины человеческую субъективность.
Кроме Иммануила Канта, агностиками были Пиррон, Аркесилай, Секст_Эмпирик, Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах, Р.Авенариус.
Полемика между представителями этих двух противоположных позиций не привела к определенному результату. Даже ученые, работающие в конкретных областях науки и добившиеся больших успехов, признают, что существуют пока неразрешимые для них проблемы, и главная из них - проблема начала. Теория "Большого взрыва", наиболее аргументировано объясняющая происхождение Вселенной, оставляет без объяснения вопрос о природе первоначального вещества, послужившего материалом для строительства Вселенной. Теория "африканской (митохондриальной) Евы", объявляющая всех ныне живущих на Земле людей предками одной женщины, жившей около 150 тысяч лет назад на северо-востоке Африки, не в состоянии сказать, откуда эта женщина появилась. Основные физические законы, определяющие устройство Вселенной, доступны познанию, но откуда взялись эти законы - неизвестно. То же самое можно сказать об истории человека: его происхождение покрыто пеленой неведения, однако факторы, влияющие на его развитие, расселение по Земле, изучены наукой.
Хотя наука пока не знает ответов на обозначенные выше вопросы, это не означает, что в отношении них вообще никаких ответов не существует. Люди высказывают субъективные мнения по многим интересующим их проблемам, но эти мнения являются выражением их субъективного восприятия мира, опосредованного различными интересами, пристрастиями и ценностями, и не могут претендовать на статус истинных знаний. У разных людей - разные мнения в отношении одних и тех же явлений и событий и потому мнения не могут служить в качестве основы успешных практических действий и для выработки общезначимых суждений.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление