Познание и язык
Для того, чтобы познание стало возможным, необходимо уникальное соединение множества объективных и субъективных условий, факторов и способностей. В ряду них особое место занимает язык - система знаков, играющая важную роль в общении людей и выступающая главным средством формирования и выражения мысли. Общение в широком смысле слова существует не только в человеческом обществе, но и в животном мире, а в последнее время актуальной стала проблема общения между человеком и машиной. Во всех случаях общение представляет собой процесс передачи определенной информации от отправителя к получателю, при котором принципиальное значение имеет способ передачи информации и скрытое за этой формой содержание. Например, изменение хамелеоном окраски тела есть способ выражения некой информации, а внимательный и знающий наблюдатель сразу поймет, что за этим скрывается возбуждение животного из-за ощущаемого им чувства опасности. У животных общение основывается на врожденных, передаваемых по наследству реакциях на определенные стимулы. Каждый раз, когда общение осуществляется, оно зависит от присутствия стимула в данной конкретной ситуации. Так, животное, заметившее грозящую опасность, кричит и тем самым предупреждает об опасности своих сородичей. Но этот крик обусловлен не осознанным намерением передать соответствующую информацию, а непроизвольной реакцией на возникшее у животного чувство страха. И другое животное, услышав этот крик, как бы "заражается" тем же чувством и начинает вести себя определенным образом. Известный русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П.Павлов выявил, что поведение животного в этой ситуации обусловлено действием "первой сигнальной системы". Общение между людьми осуществляется в основном с помощью звукового языка и письма. Как установил И.П.Павлов, физиологической основой языкового общения является "вторая сигнальная система", дополняющая первую, общую для человека и животных. Языковое общение выступает как качественно особый способ обмена информации, содержание которого является не просто сообщение о каких-либо фактах, но и обмен мыслями по их поводу.
Роль языка в познании состоит в том, что он обеспечивает сам процесс познания, оформление, сохранение и передачу полученного знания. Язык бывает естественным и искусственным. Естественный язык - это язык, в котором для создания и передачи знаков используются природные способности людей - звуки, жесты, мимика, пластика тела. Он служит для повседневного общения людей и является основной формой выражения их внутреннего мира. Искусственный язык создается для специальных целей и имеет ограниченный диапазон применения. Примером может служить язык математики, азбука Морзе, дорожные знаки, специальные коды и шифры. Использование искусственных языков предполагает наличие "правил игры" и предварительную договоренность между участниками общения по поводу следования им.
Главной единицей языка является знак, под которым понимается любой чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, обозначающие или представляющие другие предметы, события или действия. Важным свойством знака является то, что он, будучи материальным объектом, служит для обозначения чего-то другого. В фантастической повести английского писателя Дж. Свифта "Путешествия Гулливера" есть эпизод, в котором рассказывается о людях, которые общались между собой не с помощью слов, а использовали для этого сами предметы. У каждого из собеседников был большой мешок с предметами, нужными для "разговора" и они предъявляли их друг другу, когда хотели нечто сообщить. Очевидна нелепость и практическое неудобство подобного способа передачи и приема информации. В действительности же обмен знаниями между людьми строится иначе: собеседнику предъявляются не реальные предметы, о которых желают сообщить, а их "заместители", которые вызывают в сознании адресата сообщения образ, представление об этих реальных предметах.
Знаки обычно подразделяют на неязыковые и языковые. Неязыковые знаки - это копии, сигналы, признаки чего-то. Примером знака-признака могут служить тучи на небе: для человека они говорят о возможном дожде и он делает из этого практический вывод, а именно, выходя из дому, захватит с собой зонт. Портфель, сознательно оставленный кем-то на стуле в аудитории, является сигналом о том, что этот стул занят.
Человек, воспринимающий знак, должен его понимать, то есть знать, что он обозначает и каково его смысловое содержание. Язык является самой сложной из знаковых систем. Он включает в себя знаки и правила оперирования этими знаками.
Поскольку главной функцией языка является передача и хранение информации, он непосредственно связан с мышление человека, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание мира, на его отображение в человеческом сознании. Мышление человека бывает невербальным (без использования слов) и вербальным (словесным). Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия действительности на сенсорном уровне и сохраняемых в памяти. Оно присуще не только человеку, но и некоторым животным. Вербальное мышление оперирует словами, понятиями, суждениями и умозаключениями и подчиняется правилам языка и законам логического мышления.
Таким образом, существующая вне нас реальность познается нами, отражается в нашей голове, и результаты познания закрепляются и выражаются посредством языка. Следовательно, язык определенным образом организует процесс познания, оформляет полученное знание и обеспечивает его трансляцию. Эта процедура называется концептуализацией знания, а основными видами концептов являются слово, понятие, образ, культурный концепт.
Слово - это основной способ закрепления мыслей человека в ходе практического освоения им мира. По своему содержанию оно представляет собой обобщенное отражение обозначаемого объекта. Если мы, при разговоре или передаче сообщения будем в деталях описывать каждый предмет, привязывать его к конкретному времени и месту и указывать его индивидуальные особенности, то процесс общения и познания станет неимоверно трудным делом. Употребление слов разрешает эту трудность тем, что любое слово выступает как средство упрощения и конкретизации объекта познания. Разнообразие признаков, присущих объектам одного класса, обозначаются одним словом, а индивидуальные характеристики объектов остаются за скобками как несущественные.
От слова следует отличать понятие - форму мышления, в которой отражаются и фиксируются существенные признаки одного предмета или класса предметов. Признак - это все то, в чем предметы сходны между собой или в чем они различаются. Существенным признаком называется такой, который неразрывно связан с внутренней природой предметов и утрата которого ведет к разрушению идентичности или целостности данного предмета. К примеру, существенным признаком человека является его способность к рефлексивному мышлению и поэтому, при нарушении этой способности мы вправе говорить о неполноценности человека.
Материальной оболочкой понятия является слово, посредством которого выражается понятие. Любое понятие выражается одним или несколькими словами. К примеру, "дерево" - это понятие, выраженное одним словом, а "хвойное дерево" - это понятие, выраженное двумя словами.
Часто одно и то же понятие выражается разными словами: "глаза" и "очи", "бегемот" и гиппопотам" и т.д. Это явление называется синонимией. Бывает и обратное явление, называемое омонимией, когда одним и тем же словом обозначают разные объекты: "лук" в одном случаем означает метательное оружие, а в другом - съедобное огородное растение. Синонимия и омонимия распространены в языке, и это обстоятельство следует учитывать при ведении разговора, в спорах и рассуждениях.
Различие между словом и понятием заключается в том, что слово - это грамматическая категория, а понятие - логическая. В каждом национальном языке употребляются разные слова для обозначения одних и тех же предметов и для понимания этих слов нужно знать не только лексику языка, но и его морфологию, синтаксис, орфографию. Понятие же, будучи логической формой мышления, является универсальным, одинаковым для всех живущих на земле людей.
Важным способом и результатом познавательной деятельности человека является художественный образ, в котором результаты живого, чувственного созерцания действительности преломляются через субъективность человека, осуществляющего это созерцания. Писатель, скульптор, музыкант, живописец выражают в своих творениях, прежде всего, особенности своего индивидуального мировосприятия, которое ограничивается только природной материей - акустическими качествами музыкального звука, оптическими законами, физическими и химическими свойствами материала. В отличие от логического понятия, художественный образ более конкретен и эстетичен, в нем объект воспроизводится в специфическом контексте своего реального существования. К примеру, понятие "человека", которым оперирует анатомия, содержит только универсальные, сущностные характеристики человека как природного существа. В образе же Пьера Безухова Л.Н.Толстой говорит о человеке, погруженном в конкретную социально-историческую черту и обладающего индивидуальным душевным складом.
Главная проблема познания состоит в том, что объект - будь то объективная или субъективная реальность, - всегда полнее и богаче, чем слово, понятие или образ, которые отражают этот объект. Иначе говоря, оригинал всегда богаче копии, которая никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений. Указанная проблема не может быть решена посредством поиска такого способа познания, в результатах которого было бы получено исчерпывающее знание о мире.