Смысл, содержание, механизмы и критерии развития
Ни один объект не существует сам по себе, в полной изоляции, а занимает определенное место в среде обитания и выполняет в ней свои функции. Если его форма и структура позволяют ему гармонично вписываться в среду и не испытывать при этом какого-либо дискомфорта, можно говорить о том, что данный объект не нуждается в изменениях. Но такое случается редко. На практике изменения происходят непрерывно. О них можно судить по следующим признакам:
* По изменению в составе объекта. Например, в биосфере исчезает какой-то вид животного в результате голода, наступления ледников, миграции.
* По изменению в функциях: отказ от одних функций (к примеру государство отказывается от функции управления экономикой) и принятие других.
* По изменению отношений между составляющими объект подсистемами и частями. К примеру, возрастает роль религии и уменьшается роль и ценность науки.
* По изменению в структуре: появление новых связей, возникновение неравенства, концентрация власти и т.д.
* По изменению в окружающей объект среде: ухудшается экология, происходят стихийные катастрофы и эпидемии.
Не все изменения влекут за собой качественные преобразования объекта. Многие носят косметический характер, вызваны необходимостью сбалансировать отношения между объектом и окружающей его действительностью. Только изменения структуры объекта приводят к его качественной трансформации и могут квалифицироваться как развитие. Это объясняется тем, что структура представляет собой систему устойчивых взаимосвязей между составляющими объект элементами и если эта система нарушается, то объект перестает быть самим собой, для его идентификации требуются иные понятия и иные координаты. Качество - это такая определенность объекта, благодаря которой он отличается от других объектов, является именно этим объектом, а не другим.
Значительную теоретическую и практическую трудность представляет установление критериев качественных различий. Это понимали уже древние греки, придумавшие несколько парадоксов, связанных с качественной неопределенностью. Один из них - парадокс лысого: когда человек, обладающий пышной шевелюрой, становится лысым? Скольких волос он должен лишиться, чтобы перейти из одного качества в другое? Наличие двадцати волос на голове может служить основанием для того, чтобы объявить человека лысым?
Качественные преобразования происходят не сразу, а постепенно, через небольшие количественные изменения, которые, постепенно накапливаясь, приводят к изменению состава и структуры объекта. Известны два способа образования нового качества - эволюционный и революционный.
Эволюционный путь характеризуется постепенностью, плавностью, отсутствием резких скачков между стадиями в развитии объекта. В качестве примера можно привести эволюционное учение Чарльза Дарвина. Ценность эволюционного развития в общественной жизни заключается в том, что оно происходит без разрушений и потрясений, не связано с массовым дискомфортом для людей. Однако, пользуясь только эволюционной концепцией невозможно объяснить многие процессы в развитии природы и общества. В частности, непонятно, как произошел переход от обезьяноподобных предков человека к собственно человеку, обладающему сознанием.
Революционный способ развития широко распространен в природе и в обществе и отличается резкостью, скачкообразностью перехода к новому качеству. Французский философ Тейяр де Шарден иллюстрирует его так: "Во всех областях, когда какая-либо величина достаточно выросла, она резко изменяет свой вид, состояние или природу. Кривая меняет направление, плоскость переходит в точку, устойчивое рушится, жидкость кипит, яйцо делится на сегменты, вспышка интуиции освещает нагромождение фактов"27. Примером революции служит "Большой взрыв", в результате которого появился первоначальный материал для дальнейшего строительства Вселенной. Широко известны революции в общественной жизни: Великая французская революция, Великая Октябрьская социалистическая революция в России, научно-техническая революция, революция в военном деле и т.д. Во всех этих случаях под "революцией" понимают резкое изменение в соответствующей сфере жизни.
Развитие проявляется в том, что в бытии борются между собой начала гармонии и дисгармонии, порядка и беспорядка, нового и старого. Гармония и порядок - это конструктивные начала бытия, а дисгармония и беспорядок - деструктивные. Развитие можно понимать как перманентный процесс возникновения дисгармонии и последующее ее преодоление, обретение гармонии. Дисгармония обнаруживается через рассогласованность бытия, т. е. через противоречие между бытием в целом и составляющими ее элементами. Это противоречие и выступает в качестве универсального источника развития.
Ход развития обеспечивается системой "передаточных звеньев", своеобразным механизмом развития. В неживой природе это могут быть химические реакции, геологические катастрофы, действие физических законов. Универсальным механизмом развития в живой природе выступает меж- и внутривидовая борьба, а в обществе - рыночная конкуренция, социальные столкновения, деятельность великих личностей, потребности и интересы людей.
Бытие состоит из различных уровней, форм, сфер, которые объединены различными видами взаимосвязи и обособлены друг от друга определенными границами. Принципиально важно установить, развивается ли бытие в целом или речь идет о процессах развития, составляющих определенное бытие? Абсолютность бытия не означает, что составляющие его компоненты не развиваются. Бытие в целом - это своеобразная оболочка, форма, достаточно гибкая и допускающая внутри себя разнообразные изменения, которые можно квалифицировать как развитие. Проблема абсолютности бытия трансформируется в проблему соотношения неизменности бытия в целом и изменяемости составляющих его частей.
Бытие мира абсолютно, но его абсолютность имеет изначально абстрактный характер. Это следует понимать так, что его содержание не актуально, а потенциально. И изменчивость бытия есть ничто иное, как процесс осуществления содержания бытия, переход из потенциального состояния в актуальное (реальное), разворачивание тех его составляющих, которые изначально свернуты.