Смысл, содержание, механизмы и критерии развития





Ни один объект не существует сам по себе, в полной изоляции, а занимает определенное место в среде обитания и выполняет в ней свои функции. Если его форма и структура позволяют ему гармонично вписываться в среду и не испытывать при этом какого-либо дискомфорта, можно говорить о том, что данный объект не нуждается в изменениях. Но такое случается редко. На практике изменения происходят непрерывно. О них можно судить по следующим признакам:

* По изменению в составе объекта. Например, в биосфере исчезает какой-то вид животного в результате голода, наступления ледников, миграции.
* По изменению в функциях: отказ от одних функций (к примеру государство отказывается от функции управления экономикой) и принятие других.
* По изменению отношений между составляющими объект подсистемами и частями. К примеру, возрастает роль религии и уменьшается роль и ценность науки.
* По изменению в структуре: появление новых связей, возникновение неравенства, концентрация власти и т.д.
* По изменению в окружающей объект среде: ухудшается экология, происходят стихийные катастрофы и эпидемии.

Не все изменения влекут за собой качественные преобразования объекта. Многие носят косметический характер, вызваны необходимостью сбалансировать отношения между объектом и окружающей его действительностью. Только изменения структуры объекта приводят к его качественной трансформации и могут квалифицироваться как развитие. Это объясняется тем, что структура представляет собой систему устойчивых взаимосвязей между составляющими объект элементами и если эта система нарушается, то объект перестает быть самим собой, для его идентификации требуются иные понятия и иные координаты. Качество - это такая определенность объекта, благодаря которой он отличается от других объектов, является именно этим объектом, а не другим.
Значительную теоретическую и практическую трудность представляет установление критериев качественных различий. Это понимали уже древние греки, придумавшие несколько парадоксов, связанных с качественной неопределенностью. Один из них - парадокс лысого: когда человек, обладающий пышной шевелюрой, становится лысым? Скольких волос он должен лишиться, чтобы перейти из одного качества в другое? Наличие двадцати волос на голове может служить основанием для того, чтобы объявить человека лысым?
Качественные преобразования происходят не сразу, а постепенно, через небольшие количественные изменения, которые, постепенно накапливаясь, приводят к изменению состава и структуры объекта. Известны два способа образования нового качества - эволюционный и революционный.
Эволюционный путь характеризуется постепенностью, плавностью, отсутствием резких скачков между стадиями в развитии объекта. В качестве примера можно привести эволюционное учение Чарльза Дарвина. Ценность эволюционного развития в общественной жизни заключается в том, что оно происходит без разрушений и потрясений, не связано с массовым дискомфортом для людей. Однако, пользуясь только эволюционной концепцией невозможно объяснить многие процессы в развитии природы и общества. В частности, непонятно, как произошел переход от обезьяноподобных предков человека к собственно человеку, обладающему сознанием.
Революционный способ развития широко распространен в природе и в обществе и отличается резкостью, скачкообразностью перехода к новому качеству. Французский философ Тейяр де Шарден иллюстрирует его так: "Во всех областях, когда какая-либо величина достаточно выросла, она резко изменяет свой вид, состояние или природу. Кривая меняет направление, плоскость переходит в точку, устойчивое рушится, жидкость кипит, яйцо делится на сегменты, вспышка интуиции освещает нагромождение фактов"27. Примером революции служит "Большой взрыв", в результате которого появился первоначальный материал для дальнейшего строительства Вселенной. Широко известны революции в общественной жизни: Великая французская революция, Великая Октябрьская социалистическая революция в России, научно-техническая революция, революция в военном деле и т.д. Во всех этих случаях под "революцией" понимают резкое изменение в соответствующей сфере жизни.
Развитие проявляется в том, что в бытии борются между собой начала гармонии и дисгармонии, порядка и беспорядка, нового и старого. Гармония и порядок - это конструктивные начала бытия, а дисгармония и беспорядок - деструктивные. Развитие можно понимать как перманентный процесс возникновения дисгармонии и последующее ее преодоление, обретение гармонии. Дисгармония обнаруживается через рассогласованность бытия, т. е. через противоречие между бытием в целом и составляющими ее элементами. Это противоречие и выступает в качестве универсального источника развития.
Ход развития обеспечивается системой "передаточных звеньев", своеобразным механизмом развития. В неживой природе это могут быть химические реакции, геологические катастрофы, действие физических законов. Универсальным механизмом развития в живой природе выступает меж- и внутривидовая борьба, а в обществе - рыночная конкуренция, социальные столкновения, деятельность великих личностей, потребности и интересы людей.
Бытие состоит из различных уровней, форм, сфер, которые объединены различными видами взаимосвязи и обособлены друг от друга определенными границами. Принципиально важно установить, развивается ли бытие в целом или речь идет о процессах развития, составляющих определенное бытие? Абсолютность бытия не означает, что составляющие его компоненты не развиваются. Бытие в целом - это своеобразная оболочка, форма, достаточно гибкая и допускающая внутри себя разнообразные изменения, которые можно квалифицировать как развитие. Проблема абсолютности бытия трансформируется в проблему соотношения неизменности бытия в целом и изменяемости составляющих его частей.
Бытие мира абсолютно, но его абсолютность имеет изначально абстрактный характер. Это следует понимать так, что его содержание не актуально, а потенциально. И изменчивость бытия есть ничто иное, как процесс осуществления содержания бытия, переход из потенциального состояния в актуальное (реальное), разворачивание тех его составляющих, которые изначально свернуты.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление