Эмерджентная концепция развития
В основе этой концепции лежит телеологический принцип развития. Понятие эмерджентности (от англ, emergo - появляюсь, возникаю) было предложено К. Л. Морганом для обозначения качественных скачков при возникновении чего-то нового в мире. Для нее характерна разорванность качественных и количественных изменений, при которой проблема количественных изменений решается вне связи с качественными изменениями. Если количественные изменения вполне прогнозируются, то качественные скачки, называемые "эмерджентами", нельзя объяснить из каких-либо предварительных исходных состояний. Новое появляется внезапно. Эмерджентная эволюция, согласно Моргану и его сторонникам, проходит несколько ступеней, причем переход от одной ступени к другой не может быть объяснен видимыми причинами и осуществляется спонтанно. В качестве движущей силы этой эволюции рассматриваются некие идеальные силы.
Видным представителем эмерджентной теории является французский ученый, богослов и философ Пьера Тейяра де Шарден. В работе "Феномен человека" он показывает, что появление разума и его носителя - человека - было не случайным, а необходимым фактором на пути эволюции Вселенной в направлении создания ноосферы (сферы разума) и конечной цели - точки Омега (Божества). Пьер Тейяр де Шарден выделяет следующие ступени космической эволюции: преджизнь - жизнь - мысль - сверхжизнь.
Интересная версия эмерджентной эволюции представлена в творчестве английского философа А.Н.Уайтхеда. Он создал "философию процесса", центральной идеей которой является рассмотрение действительности как становления. Собственная жизнь любого объекта эфемерна, потому что он рано или поздно умирает, но "вечность" обеспечивается тем, что существует непрерывная преемственность. "Царство вечности" гарантируется существованием Бога как "действительной сущности". Бог выступает как соавтор происходящих в мире событий, а вторым соавтором и действующей причиной является изначально присущая мирозданию творческая энергия - креативность. Мировой процесс трактуется А. Уайтхедом как "опыт Бога", в котором вечные объекты переходят из своего идеального состояния в мир физический.
Иногда эмерджентная эволюция объясняется действием скрытых природных сил, наподобие внутренней динамичности "материи". Однако неопределенность в объяснении качественных скачков в развитии бытия остается слабым местом во всех вариантах этой концепции.