Структура психики человека





Психика человека имеет сложную структуру, включающую в себя эмоции, чувства, память, бессознательное.

Эмоция (от франц. emotion - потрясаю, волную) - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. В эмоции находит проявления радость, печаль, восторг, ненависть и другие чувства. Эмоции сопровождают практически любые проявления активности человека и выступают в качестве важного механизма внутренней регуляции психической деятельности. Эмоции являются бессознательным переживанием значения и смысла происходящих событий. Оценки событий и явлений, таящиеся в эмоциях, зачастую противоречат результатам рационального исследования. Часто разум и эмоции противопоставляют, отдавая предпочтение разуму. Но не следует забывать, что именно в эмоциях обнаруживаются чисто человеческие качества, отличающие его от "живой машины": радоваться, сострадать, гневаться могут только люди.
Чувства являются высшим продуктом развития эмоций человека и представляют собой стабильные, независимые от конкретных обстоятельств эмоциональные отношения человека к общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. В отличие от эмоций, чувства более осознанны, более длительны и устойчивы. Они опираются на соответствующие представления и понятия. Чувство патриотизма, к примеру, предполагает знание истории страны, её вклада в мировую историю и культуру. Чувство любви к другому человеку опирается на реальный или идеализированный образ этого человека.
Чувства хотя и выражают индивидуальность человека, тем не менее, подвержены влиянию социального и культурного окружения. Они формируются через воспитание, обучение, общение с другими людьми, приобщение к культуре.
Память - это одно из свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Если память отсутствует, то все остальные психические способности по большей части оказываются бесполезными: человек в своем познании просто не выйдет за пределы непосредственно данных ему объектов. В структуре памяти выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. В нейропсихологии различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особыми видами памяти являются моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память "чувств"), образная и словесно-логическая.
У отдельных людей сила памяти и её направленность различны. При определении силы и типа памяти исследуют следующие стороны этого процесса:

* Запоминание нового материала;
* Способность восстанавливать правильную последовательность фрагмента материала, если он предъявляется в нарушенном порядке;
* Степень узнавания исходной информации в случае её смешения с новым материалом.

Развитию и совершенствованию памяти люди всегда уделяли большое внимание. Существует множество методик и принципов запоминания, из которых общепризнанными являются следующие:

* Запоминание тем лучше, чем выше уровень понимания материала;
* Забывание происходит быстрее всего сразу же после заучивания, а через некоторое время этот процесс замедляется;
* Запоминание тем лучше, чем чаще повторяется заучиваемый материал;
* Материал вспоминается полнее, если ситуация на момент воспоминания сходна с той, что была при первом знакомстве с этим материалом.
* Запоминание лучше, если оно сопровождается эмоциональным напряжением.

Память является интегральной характеристикой психики. Она хранит информацию, необходимую для повседневной деятельности, способствует формированию у человека способности сводить на один уровень горизонты прошлого, настоящего и будущего.

Бессознательное - это совокупность безотчетных психических состояний, явлений и действий, лежащих вне сферы актуальной (непосредственно данной) познавательной активности, но оказывающих огромное влияние на весь внутренний мир человека, его поведение. Бессознательное можно уподобить чулану, куда складывается невостребованная информация. В течение жизни, с младенческого возраста, человек получает и переживает громадное количество информации и чувственных впечатлений. Только незначительная доля из этого используется им на практике. Остальное, как кажется человеку, безвозвратно теряется. Но на самом деле, ничто не теряется, а суммируется в слое психики, получившем название "бессознательного" и оттуда оказывает подспудное, несознаваемое воздействие на поведение и настроение человека.
Основными источниками формирования и пополнения бессознательного являются:

* Генетически наследуемая информация;
* Доведенные до автоматизма умственные операции и действия;
* Проходящий "мимо" внимания человека, неактуальный в данный момент поток информации.

Концепцию бессознательного первым сформулировал Лейбниц, который трактовал его как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Кант связывал бессознательное с интуицией и с чувственным познанием. Представители романтизма в эстетике считали бессознательное глубинным источником художественного творчества. Но подлинный прорыв в изучении природы бессознательного связывают с именем австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Исследуя невротические состояния своих пациентов, Фрейд пришел к выводу, что их причиной являются бессознательные переживания травматического характера. То есть, когда-то в прошлом, может быть даже в далеком детстве, человек явился свидетелем или участником события, не отложившегося в его актуальной памяти. Это событие попало в сферу бессознательного и через какое-то время стало воздействовать на человека, вызывать неврозы. Фрейд разработал технику выявления и лечения таких бессознательных воздействий, получившую название психоанализа.
Игнорирование роли бессознательного в структуре человеческой психики препятствует получению целостного представления о функционировании сознания.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление