Общественное сознание





Носителем сознания является человек, индивид. Он обладает развитым головным мозгом, при посредстве которого происходит формирование и развитие сознания. Помимо мозга, другим обязательным условием сознания является общественная среда, в которую с рождения включен человек. Без общества, вне общества, человек (а значит и сознание) невозможен. Поэтому содержание индивидуального сознания всегда социально обусловлено. Это дает основание говорить о существовании общего для всех проживающих в том или ином социальном пространстве людей духовного поля, включающего в себя мировоззрение, науку, мораль, религию, эстетические предпочтения, обычаи и традиции. Эти формы духовности отражают общественное бытие людей и поэтому называются общественным сознанием.
Общественное сознание - это совокупность знаний, настроений, духовных ценностей, принципов и норм, в которых осуществляется самосознание и самопознание общества. Как и отдельный индивид, общество нуждается в знании самого себя для того, чтобы организовать свое бытие гармоничным и бесконфликтным способом. Эти знания вырабатывались, накапливались и передавались от поколения к поколению в форме мифов, преданий, обыденных представлений, философских и научных теорий. В зависимости от того, насколько глубоко и адекватно в общественном сознании воспроизводится общественное бытие, в нем различают два уровня - обыденный и теоретический.
Обыденный уровень общественного сознания - это представления, знания и оценки, которые формируются спонтанно, в процессе повседневной жизни людей и содержат лишь поверхностные обобщения, касающиеся общественной жизни. Одной из форм обыденных представлений об общественной жизни считаются пословицы и поговорки. Вот некоторые из них: "Одна пчела немного меду натаскает"; "В согласном стаде волк не страшен"; "Не надобен и клад, коли в семье лад"; "Не от царей угнетение, а от любимцев царских"; "Живи для людей, поживут люди для тебя".
Другая форма обыденного общественного сознания - мифы, в которых описываются те или иные стороны совместной жизни людей. Любой миф - это рассказ, а не объяснение. Войны, политические кризисы и хозяйственные неурядицы объясняются в мифе действием скрытых сил, проявлением судьбы.
Теоретический уровень общественного сознания представлен знаниями об обществе, которые явились результатом целенаправленной теоретической рефлексии. Первыми формами теоретического осмысления общественной жизни были религиозные и философские концепции. Только в 19 веке появились первые научные теории общества и сформировалась наука об обществе - социология. В настоящее время существует целая научная отрасль, - обществознание, - которая объединяет дисциплины, изучающие различные стороны общественной жизни - экономику, политику, право, культуру, религию. В них общественное бытие людей отражается максимально полно и объективно.
Одним из видов теоретического осознания общества выступает идеология. Специфика общественной идеологии заключается в том, что происходящие в обществе процессы и события рассматриваются и оцениваются сквозь призму определенных идей, ценностей и интересов. Это могут быть религиозные, классовые, партийные идеи и ценности. По этой причине идеологию называют искаженным общественным сознанием.
Общественное сознание не является суммой индивидуальных сознаний людей, живущих в одном общественном пространстве. Равно как и общество не является арифметической суммой индивидов. Люди добровольно объединяются в общественные союзы потому, что у них есть общие интересы. Людей могут объединять помимо их воли, насильно, но такие объединения не будут устойчивыми и долговременными. Содержанием общественного сознания всегда выступают те интересы, идеи, ценности, благодаря которым возникает, функционирует и развивается общество.
Близким по смыслу и содержанию к понятию общественное сознание считается понятие ментальности. Ментальность (от франц. мentalite -склад ума) - это глубинный уровень общественного сознания, представленный духовными структурами, благодаря которым социальная группа, - от общины до нации, - воспринимает мир, чувствует, мыслит, действует определенным образом. Ментальность - это особый дух народа, его тайная энергетика, рационально непостижимая, но признаваемая всеми друзьями и недругами.
Будучи отражением общественного бытия, общественное сознание воспроизводит это бытие в его дифференциации, учитывает неоднородность общественной жизни. В зависимости от того, какой аспект общественного бытия является объектом отражения, выделяют различные формы общественного сознания. Количество этих форм определяется сложностью и разнообразием общественных отношений.
На первых порах, в начале человеческой истории, единственной формой общественного сознания был миф - способ понимания окружающего мира, при котором объяснение подменяется повествованием, действительность очеловечиваются, природные и культурные объекты метафорически сопоставляются, а место причинности занимает судьба. Миф постулирует полнейшую неопределенность человеческого бытия, делает жизнь людей дискомфортной. Поэтому, со временем, смену мифологическому сознанию приходит религиозное сознание, сущность которого заключается в признании существования сверхъестественного объекта, являющегося смысловым и организующим центом бытия. Этот сверхъестественный объект (дух, божество, бог) вносит в мир порядок и гармонию, делает жизнь человека более безопасной, а течение событий - прогнозируемым. Главным недостатком религиозного сознания является то, что в нем задействованы механизмы эмоционально-чувственного, а не рационального постижения мира. Любая религия содержит явные и скрытые запреты (табу) на чрезмерную умственную и практическую активность человека в постижении и преобразовании природного и социального бытия. Это приводит к тому, что религиозное сознание, в качестве доминирующей формы общественного сознания, становится препятствием экономическому и социальному прогрессу и уступает место философскому, а затем - научному общественному сознанию.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление