Правовое сознание





Для того, чтобы общество существовало и развивалось устойчиво, без спонтанных потрясений, недостаточно надеяться на то, что все люди будут вести себя надлежащим, должным образом. В отношении этого должна существовать уверенность, которую создает право - система безусловно обязательных законов, норм и принципов, действующая в государственно оформленном обществе и регулирующая права и обязанности граждан. Одним из структурных элементов права является правовое сознание, которое можно определить как систему знаний, оценок и представлений, выражающих отношение людей к положительному и идеальному праву. Поскольку правовое сознание входит в состав способности нравственного суждения, зачатки его присущи человеку от рождения. Это следует понимать таким образом, что человек способен интуитивно различать добро и зло, законное и незаконное, справедливое и несправедливое. Однако одной интуиции недостаточно. Развитое правовое сознание имеет сложную структуру и формируется отчасти с помощью волевых усилий индивида, но в большей мере - через внешнее воздействие, в ходе социализации.
Русский философ И.А.Ильин в 1919 году написал работу под названием "О сущности правосознания", в которой показал прямую связь между постигшими Россию в начале ХХ века социальными катастрофами и несовершенством, незрелостью духовной культуры человека, и, прежде всего - глубочайшим недугом правосознания. "Человеку невозможно не иметь правосознание; его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди... Оно живет в душе и тогда, когда еще отсутствует положительное право, когда нет еще ни "закона", ни "обычая", когда никакой "авторитет" еще не высказался о "правом", верном поведении. Наивное, полу-сознательное, непосредственное убеждение в том, что не все внешние деяния людей одинаково допустимы и "верны", ...лежит в основании всякого "закона" и "обычая" и генетически предшествует всякому правотворчеству"33. Автор подчеркивает очень важную мысль: трагедия правовой жизни объясняется не отсутствием правового сознания, а тем, что это сознание имеет уродливый, извращенный характер.
Чтобы подобное не повторилось впредь, необходимо нормальное правосознание, признающее ценность права и способствующее его претворению в жизнь: "Нормальное правосознание можно изобразить как особый способ жизни, которым живет душа, предметно и верно переживающая право в его основной идее и в его единичных видоизменениях"34.
Правосознание как особая форма освоения и усвоения права тесно взаимосвязано с политическим и нравственным сознанием, а также с основными сущностными силами человека - разумом, волей, эмоциями и чувствами. Оно включает в себя следующие элементы:
* Знание положительного права.
* Волю к праву.
* Правовые чувства и эмоции.

Знание положительного права является важнейшей составляющей правосознания. Уже с детства человеку внушается мысль о необходимости придерживаться определенных правил, уважать существующие законы. На уровне обыденного сознания формируются правовые чувства как формы реакции на те или иные нормативные, правоприменительные решения.
Волевой компонент правосознания проявляется в том, что человек выносит оценки существующему правопорядку, может "хотеть" или "не хотеть" определенного права. Правовое сознание характеризуется конкретной направленностью и отражает существующий правовой порядок. В этом смысле оно вторично по отношению к правовому бытию.
В правовом сознании выделяют обыденный уровень (правовую психологию) и теоретический уровень (правовую идеологию).
Содержанием правовой психологии выступают эмоции, чувства, переживания людей в связи с правовыми нормами и практикой их применения. Хотя для этого уровня отражения правовой реальности характерна спонтанность и несистематизированность, он является первичным уровнем осознания права. Психологическое неприятие населением тех или иных законов приведет к их провалу, даже если и будут предприниматься попытки их разъяснения.
Правовая идеология - это совокупность юридических идей, концепций, теорий, которые в систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность в интересах господствующих сил данного общества.
По сравнению с правовой психологией как формой стихийного, несистематизированного сознания, правовая идеология характеризуется целенаправленным освоением проблемных ситуаций права. Примером правовой идеологии как теоретической формы освоения правовой реальности может служить гегелевская философия права.
Правовая психология и правовая идеология различаются по характеру отражения правовой действительности, способу её освоения, формам и методам воздействия на индивида. Но эти отличия настоятельно требуют взаимосвязи и взаимодействия психологии и идеологии, только в единстве обеспечивающих правосознанию возможность выполнять свои функции.
В зависимости от того, кто выступает субъектом правосознания, различают обыденное, профессиональное и научное правосознание.
Обыденное правосознание - это массовые представления граждан о праве и его применимости. Доминантой обыденного правосознания является правовая психология, сложившаяся под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности людей.
Профессиональное правосознание - это уровень представлений о применимости права в форме идей, стереотипов, убеждений, складывающихся в среде юристов-профессионалов. От этой разновидности правосознания зависит стиль юридической практики, формальное или неформальное её осуществление.
Научное правосознание - это уровень представлений о праве и его применимости в форме идей, концепций, учений, разрабатываемых учеными-правоведами. Научное правосознание определяет развитие теории и практики права.

Понятие политического сознания стало активно употребляться при анализе политической жизни с середины ХХ столетия, когда обнаружилась связь между эффективностью политических мероприятий и политической зрелостью людей, вовлеченных в орбиту политики. Политическое сознание - это многоуровневое духовное образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства человека (субъекта) с политикой и рационального к ней отношения. Политическое сознание представляет собой человеческую основу политической системы любого общества. В нем наиболее полно отражаются экономические интересы человеческих групп, образующих социальную структуру общества. Поскольку центральным объектом политики выступает власть и отношения по поводу власти, то и политическое сознание, в различных формах, воспроизводят коллизии, связанные с властью.
В зависимости от уровня и качества отражения политики различают обыденное и теоретическое политическое сознание. Обыденный уровень отражения политической реальности характеризуется поверхностными обобщениями, в нем превалирует эмоционально-чувственные переживания политических событий. Оно складывается под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках житейского здравого смысла. Действительные причины происходящих событий скрыты от повседневного знания. Теоретическое политическое сознание представлено политическими идеями, концепциями, теориями, в которых отражаются закономерности политики, её связи с другими сферами общественной жизни, прежде всего с экономикой. Своеобразной квинтэссенцией теоретического политического сознания является наука о политике - политология.
С точки зрения субъекта политического сознания выделяют индивидуальное и групповое политическое сознание. Индивидуальное политическое сознания - это духовное свойство индивида, характеризующее его способность адекватно понимать и оценивать политику и действовать с учетом этого понимания и оценок. Групповое политическое сознание представляет собой совокупность представлений, знаний, идей, которые определяют направление и интенсивность политической активности группы.
Среди форм общественного сознания политическое сознание занимает особое место. Это объясняется ролью политики в общественной жизни, которая все больше превращается в системообразующий и координирующий центр общественного бытия людей. То, как политика выполняет эту роль, во многом зависит от зрелости политического сознания основных субъектов политики, прежде всего - индивида.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление