Уровень трансцендентной реальности
Трансцендентным (от лат. transzendere - выходить за пределы) объектом называют такой, в реальности которого мы не сомневаемся, но познать его с помощью здравого смысла или научного знания - не можем. Одним из примеров трансцендентных объектов является бог, в реальность которого верят многие люди. Трансцендентную природу имеют душа, совесть, свобода воли, нравственные и эстетические определенности. Эти объекты недоступны теоретическому познанию, и мы не можем иметь в отношении них какие-либо конкретные знания. Тем не менее, мало кто из людей сомневается в реальности совести или души. Идеальные факторы и мотивы оказывают на поведение людей иногда даже большее значения, чем материальные интересы. Об этом свидетельствуют бесчисленные примеры героизма, верности долгу, религиозного и идеологического фанатизма.
Человека и трансцендентный объект связывают отношения не познания, а признания, веры: Бога нельзя познать в том смысле, в каком познают анатомию какого-либо животного. В него можно только верить. Иммануил Кант характеризовал трансцендентные объекты как "вещи-в-себе" и утверждал, что они находятся за пределами "чистого" (научного) познания, но доступны "практическому" разуму, одним из синонимов которого у Канта является вера. Особенностью трансцендентных объектов является то, что они находятся вне пространства и времени, неизменны, и в этом смысле имеют статус абсолютного бытия.
Таким образом, бытие как абсолютная полнота всего сущего, может обнаруживать себя по отношению к человеку на трех уровнях: как объективная, субъективная и трансцендентная реальность. Дерево, животное, кусок минерала и другие объекты становятся трансцендентными, если люди наделяют их мистическими, божественными свойствами и связывают с ними определенные надежды. Эти же самые объекты, вовлеченные в процесс культурного творчества, имеют свойства субъективной реальности. Когда же мы рассматриваем их с точки зрения свойств и признаков, которыми они обладают независимо от того, как к ним относятся люди, ни предстают как материальные объекты. Полная идентификация объекта предполагает обязательное рассмотрение их в перспективе указанных трех измерений.