О субстанции бытия





Для того чтобы представить мир как бытие, необходимо отыскать в нем самом или сконструировать смысловой центр, фундамент, основу. В противоположность меняющемуся миру эта основа должна представлять нечто неизменное, самодостаточное и выступать в качестве первоначала. В философии, с древних греков это первоначало обозначается как субстанция (от греч. "substantia" - сущность). Субстанция - это то, из чего все произошло и к чему может быть сведено.
Стремление отыскать первоначало бытия отличает уже первые философские школы древнего Востока и античности. В Милетской школе античной философии в качестве субстанции выступает вода, воздух, апейрон. Пифагор предложил считать субстанцией мира число, на том основании, что все существующее может быть выражено количественно. Демокрит и Левкипп считали первоначалом атом - своеобразный кирпичик, из которого складывается любая вещь.
В последующей истории философии были выработаны три подхода к решению проблемы субстанции: монизм, дуализм и плюрализм. Иногда дуализм считают вариантом плюралистической традиции и говорят о двух противоположных подходах - монистическом и плюралистическом.
Субстанциальный монизм (от греч. "monоs" - один) исходит из признания одной единственной субстанции, - материальной или идеальной (духовной). Монистами были Платон, средневековые схоласты, Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс. В диалоге "Пир" Платон критиковал гераклитовскую диалектику за то, что в ней абсолютизируется различие. Он утверждал, что только наличие "среднего термина", вбирающего в себя противоположности, может свидетельствовать о действительном единстве: "Однако очень нелепо утверждать, что гармония - это раздвоение или что она возникает из различных начал... Гармония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие, а из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получается".8 Монизм утверждает, что один и тот же мир не может подчиняться двум разным законам. Он не может в физическом смысле одновременно быть конечным и бесконечным, вечным и преходящим, включенным в цепь причинности и абсолютно свободным. Гегель по этому поводу писал: "Абсолютное существует "ни до сотворения мира, ни после его гибели, а... есть "теперь" без "до" и "после".9
Согласно монизму, многообразие и разнообразие бытия есть ничто иное как, "единство посредством множества" или "множество в единстве". Из-за этого монизм подвергается обвинениям в тоталитаризме, в отсутствии свободы, которая трактуется в нем как "осознанная необходимость". Монизм - это диктатура целого, порядок, согласованность. Единая субстанция выступает в качестве своеобразного цемента, связывающего все проявления бытия.
Сущность субстанциального дуализма состоит в признании равноправия, равнозначности двух первоначал или первопринципов: материи и сознания, тела и души, добра и зла, бога и дьявола и т.д. Классическим образцом дуалистической позиции считается теория психофизического параллелизма Декарта, согласно которой физические и психические процессы, хотя и соответствуют друг другу по содержанию и по времени, но совершенно не взаимодействуют. Примером дуалистической религии является манихейство, настаивающее на равной значимости добра и зла, света и тьмы. Главной проблемой дуализма является объяснение единства мира: если каждая из двух сущностей обладает самодостаточностью, то каким образом они взаимодействуют друг с другом?
Субстанциальный плюрализм - это позиция, согласно которой бытие состоит из множества самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюралисты считают, что мир не обладает жесткой связанностью и причинно-следственной заданностью, а представляет собой случайные, ситуационные комбинации, постоянно возникающие и распадающиеся. Американский философ У.Джемс так характеризует плюралистически устроенное бытие: "Плюралистический мир более похож на федеративную республику, чем на империю или королевство. Сколько бы фактов вы не собрали воедино, сколько бы элементов вы ни соотнесли к какому-нибудь действительному центру сознания или действия, всегда останутся такие, которые сохранят свою автономию, отсутствуют и не сводятся к единству".10 Самой известной из плюралистических концепция является "монадология" Лейбница. Плюралистической позиции придерживается персонализм, учение о "слоях бытия", которое разрабатывали Н.Гартман и Э.Ротхаккер. Самым радикальным из философских направлений, отстаивающих онтологический плюрализм, является постмодернизм, популярный в конце ХХ столетия.
Было бы неверно утверждать, что проблема субстанциального устройства бытия волнует только философов. Она воспроизводится в спорах политиков, экономистов, богословов, простых людей. К примеру, если политики, дискутируя о том, какая из политико-правовых моделей государства - либеральная или коммунистическая - является правильной, исходят из того, что правильной может быть только одна из указанных моделей, то они являются приверженцами философского монизма. То же самое можно сказать о полемике между сторонниками рыночной и плановой экономики. Подобные споры не столь безобидны, как философские и могут привести к печальным последствиям. Этнические конфликты и религиозные войны, которыми столь богата человеческая история, являются как раз таки продолжением спора о том, какой этнос, культура и религия "лучше" (правильнее) других. Если же решать подобные споры в рамках плюралистического подхода, то выводом будет политика мультикультурализма, допускающая равноправное сосуществование в одном социальном пространстве различных культур, этносов, религиозных групп, жизненных практик.
Тем не менее, торжество плюрализма в современном мире является временной, "пирровой" победой, ибо платой за него является невиданная до этого разбалансировка мирового порядка. Плюрализм свидетельствует о том, что первые основания бытия находятся глубже, чем казалось до сих пор, и для их поиска необходимо время. Однако восстановление временно утраченного единства вовсе не означает, что наконец-то раз и навсегда найдены подлинные, настоящие основания бытия. Со временем опять-таки обнаружатся лакуны и поиски возобновятся.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление