Уровень субъективной реальности
Наряду с материальными объектами, бытие которых не зависит от воли и сознания людей, в мире присутствуют вещи, явления и процессы, порожденные людьми, являющиеся объективацией их сознания и воли. Они образуют уровень субъективной реальности бытия.
Главный признак субъективной реальности - её вторичный, производный характер. Это мир идеальных объектов, созданных людьми, являющихся воплощением их интеллекта, фантазии и воли. Идеальная природа субъективной реальности выражается в том, что входящие в неё объекты имеют значение не сами по себе, а лишь как представители, заменители, знаки другой, первичной реальности. Типичным примером субъективной реальности является культура - мир созданных людьми вещественных и духовных ценностей. В широком смысле слова культура - это все, что сотворено людьми: орудия труда, технологии, здания, книги, музыка, мораль, наука и т.д. В культуре воплощены определенные ценности, то есть то, что с точки зрения человека обладает смыслом и значением. Поэтому культуру иногда называют "второй природой", рукотворной реальностью, выступающей по отношению к людям в качестве силы, подобной той, что являет природа по отношению к живым существам.
Статус объективной реальности имеют не только продукты духовного творчества человека, - музыка, научные идеи, книги, живопись, - но и мир предметов и отношений, которые созданы для чего-то, являются вещественным выражением субъективных намерений. Немецкий философ Макс Вебер называл культуру "заколдованной" реальностью, имея в виду то, что за хитросплетениями и наслоениями социальных и культурных объектов сложно увидеть первичную реальность, те исходные ценности, идеи и принципы, которые лежат в основе социокультурного творчества. Поэтому созданная людьми реальность, выступает по отношению к ним же, как какая-то чуждая, извне им навязанная сила. Гегель и Маркс называли это явление "феноменом отчуждения".
По поводу природы субъективной реальности в современной философии нет однозначного решения. Часть философов, следуя заложенной Платоном традиции, утверждают, что идеальное присутствует в действительности в виде идеалов, эйдосов, идеальных моделей, которые являются своеобразной мерой реального. В качестве примеров таких идеальных объектов называют идеальный газ, идеальную геометрическую фигуру.14 Другие философы считают субъективную реальность исключительно социальным и культурным явлением, воплощенным в формах общественного сознания и в культурных ценностях.15 Согласно третьей позиции идеальное тесно связано с индивидуальной психикой человека и возникает при её взаимодействии с внешним миром.16
Поскольку люди живут по преимуществу в мире культуры и даже природа в современном мире приручена человеком, вовлечена в сферу его деятельности, то может сложиться впечатление, будто от объективной реальности ничего уже не осталось. Это впечатление неверно. Субъективная реальность - это не какой-то отдельный мир или фрагмент бытия, а характеристика бытийных объектов. Идеальные объекты могут обладать такой же объективностью, как и материальные, в том смысле, что они существуют и оказывают свое воздействие независимо от того, признаются они людьми или нет.