Феноменология




Феноменология является одним из главных течений западной философии ХХ столетия и тесно связана с именем Эдмунда Гуссерля - её основного разработчика. Буквально, в переводе, она означает: "учение о феноменах". Понятие "феномена" стало популярным благодаря Канту: с его помощью он выражал воспринимаемый рассудком и чувствами мир явлений, противопоставляя последнему непознаваемый мир вещей-в-себе. Кант предложил такой способ рассмотрения реальности, когда феномены вещей объявляются нетождественными их сущностному строению.
Истоки феноменологии как течения в философии следует искать в феноменологической психологии и в учениях К.Штумпфа и Ф.Брентано - учителя Гуссерля. У них понятие "феномена" было использовано для обоснования познавательного дуализма трансцендентных и имманентных объектов. Трансцендентное - это аналог кантовской "вещи-в-себе", оно означает объекты, лежащие вне нашего субъективного участия. Имманентное - это нечто, напоминающее кантовские "вещи-для-нас" или феномены. Философию, по мнению феноменологов, интересуют не феномены физических вещей, а феномены сознания, то есть то, что собственно является содержанием мышления. Основная задача феноменологии состоит в том, чтобы разобраться с сущностью феноменов сознания и их связью с феноменами вещей.

Теоретические источники феноменологии
Сам Гуссерль, в статье написанной для "Британской энциклопедии", употреблял понятие "феноменологии" в двух значениях:
* Для обозначения априорной психологии, являющейся основой для эмпирических исследований.
* Для обозначения универсальной философской науки, выступающей в качестве основы для построения системы наук.
Феноменологическая философия является дальнейшим развитием философии Декарта, а именно, его идеи о том, что любая реальность, которую мы воспринимаем как существующую, на самом деле существует лишь в качестве содержания наших собственных представлений, то есть, как нечто, выраженное в суждениях. Декарт утверждал, что мир "возникает" внутри нас и изнутри формирует наши склонности и привычки. Нас, по мнению этого мыслителя, не интересует мир, как он существует сам по себе. Нас интересует его проявления в сознании. Гуссерль, разрабатывая эту теорию Декарта, опирался также на понятие "интенциональности" - центральное в феноменологической психологии.

Сущность феноменологии

Специфика феноменологии как философского учения состоит в том, чтобы отказаться от любых смысловых предпосылок познания за исключением одной: возможности описания чистого сознания феноменов. Пытаясь реализовать замысел Декарта - превратить философию в чистую науку - Гуссерль выдвинул лозунг: "Назад к предметам". Это означало требование "очистить" сознание и предметный мир от причинных и функциональных связей, которые считаются субъективными примесями в познании. Обнаружение и выявление чистого сознания или сущности предмета предполагает:

* Критику натурализма и психологизма, усматривающих сущность сознания в предметных и субъектных связях;
* Феноменологическую редукцию - рефлексию над сознанием, вовлечённым в различные взаимосвязи.

Философия, согласно феноменологическому методу, должна иметь дело не с предметами и не со связями между предметами, а с сознанием предметов. Поэтому, перед началом работы с предметом, необходимо произвести такую процедуру, как эпохе: исключение из состава сознания всего объективного. Иногда такая операция называется "заключением в скобки". Мир, "заключённый в скобки" и есть мир, с которым работает феноменология.
После процедуры "эпохе" наступает черёд главной методической операции феноменологии - феноменологической редукции. Она имеет два этапа-уровня:

* Ноэтический - исключение всякой объективирующей позиции в переживании, описание самого акта переживания.
* Ноэматический - описание того, что уже пережито.

Поскольку феноменологический опыт может быть произведён не только над жизнью "Я", но и над жизнью любого другого "Я", которого мы можем себе представить, можно сделать вывод, что феноменологическая редукция охватывает все общественное пространство.
Однако феноменологическая редукция не позволяет проникнуть в сущность вещей. Для этого необходима эйдическая редукция, с помощью которой постигаются чистые сущности вещей - эйдосы.
Изучая отдельные феномены сознания и их вариации, эйдическая редукция пытается найти инварианты, то есть повторяющиеся и устойчивые моменты. Такие инварианты могут иметь только внеопытные формы.
Главной характеристикой очищенного в результате редукции опыта является интенциональность. Она означает акт придания смысла предмету при постоянной возможности различения смысла и предмета.
Феноменология близка со многими течениями современной западной и восточной философии. Помимо Гуссерля её видными представителями считаются М.Хайдеггер, М.Мерло-Понти, Р.Ингартен, А.Щюц. В России, с 80-х годов ХХ столетия также отмечено повышение интереса к феноменологической философии. Возобновлено издание журнала "Логос", в котором публикуются работы классиков феноменологии и исследования отечественных философов, имена таких российских феноменологов, как И.Молчанов, Н.Мотрошилова, А.Михайлов, известны на Западе.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление