Феноменология
Феноменология является одним из главных течений западной философии ХХ столетия и тесно связана с именем Эдмунда Гуссерля - её основного разработчика. Буквально, в переводе, она означает: "учение о феноменах". Понятие "феномена" стало популярным благодаря Канту: с его помощью он выражал воспринимаемый рассудком и чувствами мир явлений, противопоставляя последнему непознаваемый мир вещей-в-себе. Кант предложил такой способ рассмотрения реальности, когда феномены вещей объявляются нетождественными их сущностному строению.
Истоки феноменологии как течения в философии следует искать в феноменологической психологии и в учениях К.Штумпфа и Ф.Брентано - учителя Гуссерля. У них понятие "феномена" было использовано для обоснования познавательного дуализма трансцендентных и имманентных объектов. Трансцендентное - это аналог кантовской "вещи-в-себе", оно означает объекты, лежащие вне нашего субъективного участия. Имманентное - это нечто, напоминающее кантовские "вещи-для-нас" или феномены. Философию, по мнению феноменологов, интересуют не феномены физических вещей, а феномены сознания, то есть то, что собственно является содержанием мышления. Основная задача феноменологии состоит в том, чтобы разобраться с сущностью феноменов сознания и их связью с феноменами вещей.
Теоретические источники феноменологии
Сам Гуссерль, в статье написанной для "Британской энциклопедии", употреблял понятие "феноменологии" в двух значениях:
* Для обозначения априорной психологии, являющейся основой для эмпирических исследований.
* Для обозначения универсальной философской науки, выступающей в качестве основы для построения системы наук.
Феноменологическая философия является дальнейшим развитием философии Декарта, а именно, его идеи о том, что любая реальность, которую мы воспринимаем как существующую, на самом деле существует лишь в качестве содержания наших собственных представлений, то есть, как нечто, выраженное в суждениях. Декарт утверждал, что мир "возникает" внутри нас и изнутри формирует наши склонности и привычки. Нас, по мнению этого мыслителя, не интересует мир, как он существует сам по себе. Нас интересует его проявления в сознании. Гуссерль, разрабатывая эту теорию Декарта, опирался также на понятие "интенциональности" - центральное в феноменологической психологии.
Сущность феноменологии
Специфика феноменологии как философского учения состоит в том, чтобы отказаться от любых смысловых предпосылок познания за исключением одной: возможности описания чистого сознания феноменов. Пытаясь реализовать замысел Декарта - превратить философию в чистую науку - Гуссерль выдвинул лозунг: "Назад к предметам". Это означало требование "очистить" сознание и предметный мир от причинных и функциональных связей, которые считаются субъективными примесями в познании. Обнаружение и выявление чистого сознания или сущности предмета предполагает:
* Критику натурализма и психологизма, усматривающих сущность сознания в предметных и субъектных связях;
* Феноменологическую редукцию - рефлексию над сознанием, вовлечённым в различные взаимосвязи.
Философия, согласно феноменологическому методу, должна иметь дело не с предметами и не со связями между предметами, а с сознанием предметов. Поэтому, перед началом работы с предметом, необходимо произвести такую процедуру, как эпохе: исключение из состава сознания всего объективного. Иногда такая операция называется "заключением в скобки". Мир, "заключённый в скобки" и есть мир, с которым работает феноменология.
После процедуры "эпохе" наступает черёд главной методической операции феноменологии - феноменологической редукции. Она имеет два этапа-уровня:
* Ноэтический - исключение всякой объективирующей позиции в переживании, описание самого акта переживания.
* Ноэматический - описание того, что уже пережито.
Поскольку феноменологический опыт может быть произведён не только над жизнью "Я", но и над жизнью любого другого "Я", которого мы можем себе представить, можно сделать вывод, что феноменологическая редукция охватывает все общественное пространство.
Однако феноменологическая редукция не позволяет проникнуть в сущность вещей. Для этого необходима эйдическая редукция, с помощью которой постигаются чистые сущности вещей - эйдосы.
Изучая отдельные феномены сознания и их вариации, эйдическая редукция пытается найти инварианты, то есть повторяющиеся и устойчивые моменты. Такие инварианты могут иметь только внеопытные формы.
Главной характеристикой очищенного в результате редукции опыта является интенциональность. Она означает акт придания смысла предмету при постоянной возможности различения смысла и предмета.
Феноменология близка со многими течениями современной западной и восточной философии. Помимо Гуссерля её видными представителями считаются М.Хайдеггер, М.Мерло-Понти, Р.Ингартен, А.Щюц. В России, с 80-х годов ХХ столетия также отмечено повышение интереса к феноменологической философии. Возобновлено издание журнала "Логос", в котором публикуются работы классиков феноменологии и исследования отечественных философов, имена таких российских феноменологов, как И.Молчанов, Н.Мотрошилова, А.Михайлов, известны на Западе.