Английская философия в XIX веке
Философская мысль в Англии, как и в других европейских странах в 19-м столетии, представляла достаточно пеструю картину, однако составляющие ее школы, персоналии и течения условно можно свести к двум ориентациям: эмпирической (реалистической) и идеалистической. В качестве отличительной черты британской философии называют ее относительную независимость от континентальной традиции и ориентацию на идеи национальной мысли. В рассматриваемый период здесь зародились учения, позже оказавшие влияние на развитие западной философии. Это прежде всего философия "здравого смысла" и этический "утилитаризм".
Английский эмпиризм XIX века
Эмпирическая традиция возникла и развивалась под влиянием наследия Ф.Бэкона, Т.Гоббса, а также популярных в это время идей Ч.Дарвина. Можно выделить три течения, укладывающиеся в рамки эмпиризма:
* Философия "здравого смысла".
* Этический утилитаризм.
* Эволюционизм.
Философия "здравого смысла"
Философия "здравого смысла" разрабатывалась профессорами шотландских университетов - Т.Ридом, Дж.Битти, Д.Стюартом - поэтому ее иногда называют "шотландской школой". Главное в философии "здравого смысла" - это принципы здравого смысла, под которыми понимают суждения, данные людям от рождения. Эти суждения обладают изначальной ясностью, понятностью, очевидностью. Выделяют два рода "принципов здравого смысла": необходимые и фактуальные. Необходимые принципы лежат в основе философии, математики, логики, а фактуальные закреплены в повседневном языке и определяют поведение людей. Процесс познания в философии "здравого смысла" понимался как непосредственное восприятие объектов.
Этический утилитаризм
Это направление было широко распространено в Англии в прошлом столетии и связано с именами И.Бентама и Дж.С.Милля. Утилитаризм считал критерием нравственности человеческого поведения его практическую пользу. Бентам, в сочинении "Деонтология или Наука о морали" утверждал, что в качестве морального идеала выступает счастье наибольшего количества людей. Критерии морали - это степень пользы, удовольствия, добра, получаемых людьми. Понимание наслаждения как смысла жизни и как содержания нравственности чем-то напоминает античный эпикуреизм. Дж.С.Милль в "Утилитаризме" говорил о том, что нравственные принципы вырабатываются опытным путем, посредством индуктивного обобщения нравственного опыта. В жизни люди эгоистичны, ибо стремятся к собственному удовольствию, однако их эгоизм можно дисциплинировать через указание на необходимость учета интересов других людей. Философской основой этического утилитаризма выступает натуралистическая интерпретация человека.
Эволюционизм
Эволюционизм в английском эмпиризме представляет собой британскую разновидность позитивизма, сформировавшуюся под влиянием эволюционного учения Дарвина. Он представлен Г.Спенсером и Т.Гексли. Суть эволюционизма в понимании философии как аналога естественной науки, стремящейся к поиску наиболее общих законов. Развитие действительности интерпретируется сквозь призму законов эволюции, общество объясняется по аналогии с животным миром. Познавательные способности - продукт эволюции физиологически закрепляемых опытных знаний.
Идеалистические теории
Немногочисленные идеалистические школы в Великобритании в XIX веке можно считать реакцией на позитивизм эволюционистского толка. Английский идеализм иногда называют гегельянством, имеющим английскую специфику, однако эту характеристику следует принимать с той оговоркой, что помимо Гегеля, у некоторых представителей этого течения, заметно влияние кантовских идей.
Английский идеализм имеет четко выраженный объективный характер: в нем разрабатывалось понятие Абсолюта, под которым понималось истинная, неизменная, непротиворечивая, гармоничная реальность. Свойства этого Абсолюта и способы его постижения оцениваются представителями английского идеализма по разному. Ф.Брэдли, к примеру, считал Абсолют "индивидуумом", который не может быть сферой деятельности рационального мышления, потому, что последнее расчленяет целостный объект на составляющие фрагменты. Абсолют же, как целостность, постигается в мистическом переживании. Интересно, что Брэдли, будучи сторонником объективно-идеалистической философии, отрицает диалектику в гегелевской её версии: противоречивость объекта, по его мнению, есть следствие недействительности, мнимости. У Гегеля же противоречие есть душа диалектики.
Другой представитель английского идеализма, Т.Х.Грин, утверждал, что действительность - это система отношений, продуцируемая всеобщих сознанием, "Абсолютом", по отношению к которому индивидуальное сознание является вторичным. Формальная логика, в классическом аристотелевском, и в современном, математическом виде, не годится для постижения Абсолюта в его полноте и конкретности. Из других философов, работающих в этой традиции, можно назвать Э.Кэрда, Дж.Х.Стёрлинга, Б.Бозанкета, Дж.Мак-Таггарта.