Научные концепции антропогенеза
В основе научных представлений об антропогенезе лежит гипотеза происхождения человека от высокоразвитых обезьян, впервые подробно разработанная и аргументированная английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином. Она получила название симиальной (от лат. simia - обезьяна) гипотезы. После её обнародования в 1871 году было получено множество новых данных, свидетельствующих как в её пользу, так и против неё. Особенно вторая половина ХХ столетия ознаменована значительным увеличением числа находок костных остатков обезьяноподобных предков человека в Африке и Евразии. Из имеющегося в распоряжении современной антропологии палеонтологического материала можно реконструировать следующую картину антропогенеза:
Представители отряда приматов стали расселяться по территории Евразии и Северной Америки примерно 55 миллионов лет назад, в эпоху палеоцена. Какая-то из групп приматов, около 40-35 миллионов лет назад дала начала высшим приматам - антропоидам. Известны два основных центра возникновения и расселения антропоидов - территория современной Мьянмы (до 1989 года - Бирма) и Север Африки (современный Египет). Общие корни человека и человекообразных обезьян исследователи, еще со времен Дарвина, ищут у дриопитеков (от лат. Dryopithecinae - древесные обезьяны), которые жили в тропических лесах Восточной Африки 24-22 миллиона лет назад. К этому времени материки уже заняли свое современное положение, и появилась возможность переселения животных из Африки в Азию и Европу. Однако обезьяноподобные предки человека, скорее всего не покидали африканский континент. Косвенно об этом свидетельствует, например, поразительная близость человека и африканских человекообразных обезьян по строению ДНК, белков, по группам крови и другим признакам. Вероятно, общими предками человека, шимпанзе и гориллы были какие-то поздние дриопитеки, жившие около 10-8 миллионов лет назад. Разделение этого африканского ствола гоминид на западную (обезьянью) и восточную (человеческую) ветви произошло, скорее всего, 8-6 миллионов лет назад.
Исследователи, придерживающиеся дарвинистской гипотезы антропогенеза, считают, что развитие ветви дриопитеков, приведшей впоследствии к человеку, происходило в Восточной Африке. В этом районе происходили активные изменения земной коры: извержения вулканов и землетрясения, был повышенный уровень радиации, который мог ускорить процесс мутаций. Леса постепенно отступали под натиском саванн, и человекообразные обезьяны вынуждены были осваиваться в более открытом пространстве. Необходимость в обзоре местности потребовала, чтобы человекообразная обезьяна стала "выпрямляться", переходить к прямохождению. Использование палок и камней для защиты и работы способствовало специализации и развитию передних конечностей, которые уже не использовались только для передвижения.
Первыми достоверными представителями той эволюционной ветви человекообразных обезьян, которая, в конечном счете, привела к человеку, были австралопитеки (от лат. australis - южный и греч. pithekos - обезьяна), которые появились примерно 4 миллиона лет назад в Южной Африке. По найденным остаткам костей реконструировали их анатомическое строение, позволяющее говорить, что они были прямоходящими, имели череп, вмещавший мозг объемом 400 см3. Поздние австралопитеки могли дать начало древнейшему представителю рода человек, известному как "человек умелый" (Homo habilis). По своим размерам и общему облику человек умелый мало отличался от классического австралопитека, но имел более крупный мозг (в среднем 660 см3) и был способен изготавливать грубые орудия путем поверхностной обработки базальтовых и кварцевых галек. Хабилисов считают творцами древнейшей каменной культуры, - олдувайской, - впервые обнаруженной в 1959 в ущелье Олдувай, в Танзании.
Дальнейшая эволюция человека протекала на протяжении плейстоцена - ледниковой эпохи, в течение которой происходили значительные колебания климата. В умеренных широтах Северного полушария чередовались оледенения и потепления, при общей тенденции к постепенному похолоданию. В субтропиках климат становился более влажным, а тропики высыхали, исчезали леса, сокращалась площадь водоемов, понижался уровень моря, возникали сухопутные переходы между морями. Вероятно первым видом рода "Homo", расселившимся во внетропическом пространстве и проникшем в область с умеренным климатом, был "человек прямоходящий" (Homo erectus), или архантроп. Люди этого типа жили в Восточной и Северной Африке, Индонезии, Китае 1,5 - 0,3 миллиона лет назад. Они имели мозг объемом 900-1000 см3, изготовляли более совершенные орудия, чем их предшественники, охотились на крупную дичь, использовали огонь. Типичными их представителями были питекантропы и синантропы.
Человек современного типа - "человек разумный" (Homo sapiens), или неоантроп, - появляется в некоторых регионах Европы не позднее 100 тысяч лет назад. Полное же замещение "человеком разумным" его предшественников произошло примерно 40-30 тысяч лет назад. Именно этот переходный период между "человеком прямоходящим" и "человеком разумным" считается в науке наиболее сложным и загадочным этапом антропогенеза. Длительное время в эволюционной гипотезе господствовала точка зрения, что непосредственным предшественником человека современного типа был "неандерталец" (Homo neanderthalensis), названный так по месту обнаружения костных остатков в долине Неандерталь (Германия). Для неандертальцев были характерны плотное мускулистое сложение при небольшом росте (160-163 см у мужчин), массивный скелет, объемистая грудная клетка, чрезвычайно высокое отношение массы тела к его поверхности, что уменьшало относительную поверхность теплоотдачи. Они имели крупный, хотя еще и примитивный мозг объемом 1400-1600 см3, длинный массивный череп с развитым надглазным валиком, покатым лбом и вытянутым "шиньонообразным" затылком, своеобразное лицо - со скошенными скулами, сильно выступающим носом и срезанным подбородком. Рука неандертальца, - широкая, "лапообразная", с укороченными пальцами, с уплотненными суставами и большими ногтями, - была менее ловкой, чем у современного человека. Неандертальцы создали высокоразвитую мустьерскую культуру (по названию пещеры Ле-Мустье во Франции). Они охотились на крупных животных, умели высекать и поддерживать огонь для обогрева жилищ. Материалы археологических раскопок стоянок неандертальцев свидетельствуют, что у них уже существовали примитивные религиозные ритуалы, зачатки искусства, социальные нормы. Однако есть убедительные доказательства того, что неандертальцы были тупиковой ветвью эволюции человекообразных обезьян. В 90-х годах ХХ века группа американских исследователей из Калифорнийского университета под руководством профессора А.К.Уилсона сравнила митохондриальную ДНК, выделенную из костей, найденных в Неандертале, с соответствующим генетическим материалом современного человека и установила, что между неандертальцем и кроманьонцем не существует генетической преемственности.
Кроманьоский человек, названный так по гроту Кро-Маньон во Франции, где впервые была обнаружена его стоянка, - это уже человек современного типа, появившийся предположительно 180-150 тысяч лет назад. В ходе уже упомянутых генетических исследованиями было доказано, что кроманьонец действительно является предком современного человека. Более того, установлено, что все нынешнее население Земли произошло от одной женщины, которая жила в районе северо-восточной Африки в указанное выше время. Ученые назвали её "митохондриальной Евой".
Телосложение кроманьонцев было менее грубым и массивным, чем у неандертальцев. Они были высокорослы (рост до 180-190 см) и имели такие же пропорции тела, как у современных людей. Их череп по сравнению с черепом неандертальцев имел более высокий и округленный свод, прямой и более гладкий лоб, выступающий подбородок. Людей кроманьонского типа отличало низкое, но широкое лицо, угловатые глазницы, узкий, сильно выступающий нос и крупный мозг, объемом в среднем 1800 см3 . Кроманьонцы создали богатую и разнообразную культуру позднего палеолита. Археологами описано свыше 100 типов сложных, выполненных с большим мастерством каменных и костяных орудий, которые изготовлялись путем новой, более эффективной обработки камня и кости. В охоте на крупных зверей использовались новые способы, в том числе загонная охота. Кроманьонцы изготовляли копьеметалки, силки для птиц, гарпуны, крючки для ловли рыбы. Жили они преимущественно в пещерах, но вместе с тем строили разнообразные жилища из камня, шатры из шкур животных. Найденные во время археологических раскопок предметы свидетельствуют о том, что у древних предков человека было достаточно развитое чувство прекрасного. Они украшали орнаментами свою одежду, вырезали из кости и камня различные предметы, разрисовывали стены и потолки пещер изображениями животных, сценами охоты. Ученые полагают, что у кроманьонцев существовали примитивные формы религии, такие, как фетишизм и магия.
Расселение человека современного типа (кроманьонца) по территории Земли шло постепенно, вначале по Европе и Передней Азии, а примерно 40-30 тысяч лет назад люди проникли в Америку и Австралию. К концу ледникового периода (10 тысяч лет назад) завершилось распространение человека по всему земному шару. Стабилизация физического типа человека наступила около 40 тысяч лет назад, и с тех пор антропогенез шел по линии не биологической, а культурной эволюции.
Принципиальное значение имеют детерминирующие факторы антропогенеза, то есть обстоятельства, оказывающие причинное воздействие на содержание и ход эволюции человека. В качестве таких факторов в эволюционной концепции антропогенеза называют труд, социальность и язык.
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, изменение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Труд появился как средство адаптации обезьяноподобных предков человека к внешней среде. Видимо, возможности приспособления их к меняющейся природной среде посредством изменения анатомо-физиологической структуры оказались недостаточными для выживания, и поэтому они оказались перед выбором: или погибнуть, или же найти дополнительные способы и пути, обеспечивающие выживание. Благодаря уникальной биологической организации, в первую очередь - высокоразвитому головному мозгу, наши обезьяноподобные предки оказались способными к труду, посредством которого можно было изменять саму среду обитания. Труд повлек за собой усовершенствование органов тела: стала совершенствоваться рука, произошла дифференциация коры головного мозга, пропорции тела приобрели оптимальноую форму. В ходе труда используются различные орудия, которые человек применяет с помощью руки. Человек стал концентрировать внимание не только на внешнем объекте, но и на орудии труда, представлять предстоящее действие в своей голове. Это способствовало возникновению и развитию мышления, которое, по мере усложнения труда, приобретало черты абстрактного мышления. Выступив в качестве средства приспособления человека к миру, труд в дальнейшем превратился в орудие совершенствования самого человека, развития его интеллекта, фантазии и воли.
Другим важным фактором антропогенеза является общественная среда, в которой живет человек. Любая социальная форма свидетельствует о том, что люди связаны между собой, зависят друг от друга. Общество - непременное, обязательное условие для выживания человека и развития его способностей. Прежде всего, общество обеспечивает физическое выживание человека: вместе легче защищаться от хищников и агрессивных соседей, охотиться на крупных животных, выполнять трудоемкие работы. Благодаря общественному разделению труда человек получил возможность более целенаправленно развивать свои индивидуальные способности. В обществе совершенствуются специфические человеческие качества - чувства, эмоции, разумность. Только по отношению к другому человеку возможны доброта, справедливость, любовь, сострадание и другие способности, которые позволяют нам называться людьми.
Возникновение общества и совместная трудовая деятельность людей невозможны без языка, под которым понимают систему знаков, служащую средством человеческого общения, мышления, и выражения. Язык развился из естественных звуков, посредством которых животные предки человека выражали свои эмоции и чувства. Затем эти звуки становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений. Постепенно складывается связь между представлением о предмете, движениями речевого аппарата и слуховым образом звука. Появляются сложные звуковые комплексы, а затем - слова. Только у человека, благодаря особой биологической организации, возникла членораздельная речь, резко ускорившая процесс антропогенеза. При помощи языка осуществляется накопление и передача социального и индивидуального опыта, культурных норм и традиций от одного поколения людей к другому. Язык участвует в осуществлении всех высших психических функций человека и непосредственно связан с мышлением. Он способствует предметному восприятию мира, является основой памяти, выступает как средство опознания эмоций. По истории языка можно проследить историю народа, который на нем говорит.
Обзор научных взглядов на антропогенез позволяет сделать следующие выводы:
* Вопрос о происхождении человека - один из самых сложных вопросов в современной науке, несмотря на то, что основная линия эволюции его обезьяноподобных предков проработана достаточно подробно. Обоснованной можно считать лишь ту часть эволюционной теории, которая раскрывает процесс формирования человека современного типа - кроманьонца.
* Открытым остается вопрос о том, как, откуда появились люди кроманьонского типа, ибо ни один из найденных в раскопках приматов не является нашим прямым предком. И австралопитек, и синантроп, и неандерталец являются тупиковыми ответвлениями в эволюции этих видов.
* Исследования генома человека, активно ведущиеся в последнее время, дали в распоряжение антропологов убедительные доказательства того, что все ныне живущие на земле люди произошли от одной женщины, т.н. "митохондриальной (африканской) Евы", которая жила около 150 тысяч лет назад. Но откуда взялась эта первая женщина - неизвестно.
Отсутствие надежной научной гипотезы антропогенеза повышает шансы разнообразных теологических концепций, объясняющих природу человека, его сущность и перспективы существования в мире посредством догмата творения. Гипотеза "митохондриальной Евы" была использована современными богословами как дополнительный аргумент в пользу "тварности" человека.