Стоические и аскетические представления о смысле жизни
Со времен античности ведет свое начало представление о жизни, как следовании судьбе, року. Его разработали философы-стоики, учившие, что мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатии) и любить свой "рок". Представители школы стоиков исходили из строжайшей необходимости, царящей в мире, из убеждения, что все происходящее не может не происходить так, как оно происходит, не может разворачиваться как-то иначе, по-другому. Логос - всеобщая и разумная закономерность - лежит в основе всего существующего. В следовании или сознательном подчинении этой мировой закономерности, неотвратимой необходимости (судьбе, року, фатуму) и состоит, по учению стоиков, свобода человека. Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит, говорили они.
Проповедуя смиренно-стоическое отношение к жизни, стоики вовсе не призывали к бездеятельности, фатальному следованию року. Напротив, человек должен иметь характер, внутреннюю стойкость для того, чтобы достойно встретить неизбежность и неотвратимость. Все древнегреческие трагедии пронизаны идеей судьбы как главной правительницы мира. Подчиняясь судьбе, стоики стремились сохранить внутреннюю свободу. Они достигали этого за счет выработки особого, индифферентного отношения к текущим событиям, к внешним влияниям. Ведь события, к которым человек глубоко равнодушен, не могут иметь полной власти над ним.
Стоическому отношению к жизни близок по духу и по содержанию аскетизм, предписывающий подавление чувственных влечений и желаний человека. Одно из первых обоснований аскетизма как смысла жизни предложила древнегреческая философская школа киников. Киники сводили добродетельную, свободную и счастливую жизнь к отказу от большей части потребностей и желаний, к их предельной минимизации. Они всячески высмеивали богатство и чувственные наслаждения, превознося бедность, естественность, простоту. Роскошь, излишества, по их мнению, только развращают ум, отчуждают человека от естественности, естественного. Основатель этой школы Антисфен говорил, что он скорее сойдет с ума, чем позволит себе испытать удовольствие от чего бы то ни было. А его ученик, Диоген из Синопа жил в бочке, ел что попало, презирал все традиции, нормы и условности общественной жизни, богатство, славу. Легенда гласит, что он днем, с зажженным фонарем, искал настоящего, честного и правдивого человека.
В самой сильной своей версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, полное самоотречение, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных забот и страстей. Наиболее наглядным примером здесь может служить буддистское учение о нирване, согласно которому переход к нирване означает постепенное угасание всех желаний и страстей. В ослабленном своем варианте аскетизм требует отрицания лишь некоторых телесных и мирских желаний: вожделения, сладострастия, богатства, славы. Он означает готовность страдать и жить в одиночестве. Классическими носителями аскетического образа жизни являются монахи и отшельники. Еще более ослабленная или разумная версия аскетизма представлена частичным подавлением чувственных желаний, страстей и эмоций, достигаемым с помощью рационального контроля над их протеканием. На этом пути, как принято считать, тоже открываются большие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования человека.
Аскетически-стоический образ жизни вряд ли можно всерьез рассматривать как форму смысла жизни, но как условие реализации подлинного смысла жизни он приобретает все больше сторонников в условиях экологического кризиса, исчерпания многих природных ресурсов.