Основные свойства (атрибуты) определенного бытия
Большинство вещей, явлений и процессов имеют место, происходят "где-то и когда-то", то есть, локализованы пространством и временем. Их временный характер означает, что они когда-то возникли и когда-то изменят свою форму и состояние, перейдут в новое качество. Это означает, что пространство, время и изменчивость являются всеобщими атрибутами бытия в мире.
Атрибут (от лат. attributus - приданный, предназначенный) - это необходимое, неотъемлемое свойство объекта, то, без чего он не может быть тем, что он есть. Признаки и свойства, присущие предмету лишь в некоторых состояниях, называются модусами. Пространство, время и движения являются атрибутами бытия, а красный цвет, круглая форма, резкий запах - модусами.
Несмотря на то, что пространство, время и изменчивость присущи любому определенному бытию, их свойства различаются в зависимости от того, о каком объекте идет речь. Выявление специфики пространственно-временной определенности имеет большое значение при изучении конкретного вида бытия.
Время - это определенность бытия, характеризующая его с точки зрения длительности и последовательности смены состояний
Время - это одна из самых больших загадок на свете. Пытаясь дать определение какому-либо предмету или явлению, мы в первую очередь ищем или нечто подобное им, или более широкий класс предметов явлений, в который они входят как вид. В случае с определением времени этот привычный ход мысли наталкивается на следующую трудность: кажется невозможным подобрать из известного нам круга объектов что-то, похожее на время или содержащее время в качестве видовой модификации. Оно кажется самодостаточным и не имеющим аналогов в мире. Поэтому в современном естествознании время рассматривается как исходное и неопределенное понятие. В любой науке есть подобные предпосылки, на которых выстраивается каркас теоретического знания: в космологии - "Большой взрыв", в геометрии - точка; в механике - материальная точка, взаимодействие; в теории множеств - элемент, и т.д.
В отношении времени парадоксальность ситуации заключается в том, что большинству людей кажется, будто они знают, что это такое. Средневековый христианский философ Августин Аврелий, посвятивший изучению природы и строения времени значительную часть своего творчества, писал в главе 11 "Исповеди": "Если меня никто об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я хотел объяснить спрашивающему, - нет, не знаю". Первый президент Международного общества по изучению времени, английский профессор Джеральд Уитроу часто рассказывал историю, случившуюся с российским поэтом Самуилом Маршаком, в 1914 году посетившем Лондон. Маршак был не очень силен в английском, и как-то, захотев узнать точное время, обратился на улице к случайному прохожему с вопросом: "Please, what is time?" На что прохожий с удивлением ответил: "О, это большая проблема, но почему Вы об этом меня спрашиваете?"
Вот лишь некоторые из представлений о времени, выработанные различными культурами в течение тысячелетий человеческой истории:
* Время - это мера изменчивости систем;
* Время - это своеобразные часы, служащие для синхронизации событий;
* Время - это субъективные ощущения длительности процессов;
* Время - это мера строго повторяемых процессов, которые протекают в статичных системах;
* Время - это объективная реальность, являющаяся формой бытия материи;
* Время - это удобный способ описания движения тел и происходящих в мире процессов
Для обыденного сознания время - это своего рода шкала, позволяющая установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, то есть определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого. Для того, чтобы подобная синхронизация была возможна, необходима объективная и универсальная точка отсчета. Сейчас точное измерение времени базируется на определениях, принятых в астрономии и отличающихся высокой точностью. Такое понимание времени необходимо для синхронизации различных событий посредством установления общей для всех них системы отсчета. К примеру, для того, чтобы человек не опоздал на работу, необходимы согласованные действия множества городских служб: должен быть исправен лифт в многоэтажном доме, в котором живет человек; трамвай должен подойти к остановке в установленное время; светофоры и регулировщики уличного движения должны обеспечить беспрепятственное движение транспорта и т.д. Все эти события скоординированы, в том числе, с помощью времени.
Не отрицая возможности и полезности приведенного выше понимания, следует признать, что сущность времени имеет более глубокие измерения и недоступна повседневному познанию, которое базируется на здравом смысле. Философские и научные исследования времени установили, что оно в первую очередь характеризует изменения, происходящие с тем или иным объектом. Время - это то, что связывает начало жизни объекта и его конец, исчезновение. Следовательно, оно интегрировано, "вживлено" в объект, входит в его субстанциальные параметры. Невозможно говорить о времени, игнорируя специфику того объекта, для характеристики которого используется временной параметр. И вместе с тем, вездесущесть времени побуждала и побуждает многих ученых, философов и художников утверждать о том, что существует универсальное для всех объектов время, что само бытие есть ничто иное, как время. В середине ХХ столетия оформилось специальное междисциплинарное направление исследований времени, - темпорология, - объединившее философов, богословов, ученых, художников, интересующихся природой времени, его структурой и формами проявления. Преемник Дж.Уитроу на посту президента Международного общества по изучению времени Дж.Т.Фрэзер ставил в качестве основной цели этой организации создание универсальной теории времени. Под его редакцией был издан фундаментальный труд "Голоса времени", содержащий теоретические и эмпирические материалы междисциплинарных исследований времени, а также 6-томная серия "Изучение времени". Однако, несмотря на все усилия по реализации заявленной цели, Фрэзер был вынужден констатировать: "Не существует всеми признанной универсальной конструкции времени, которая смогла бы объединить множество точек зрения на природу времени. Видимо, невозможно рассматривать физические, биологические, психологические, исторические, литературные и философские концепции времени с единой точки зрения".