Свобода как условие и цель человеческого бытия
Толковый словарь современного русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой выделяет следующие основные значения слова свобода:
* Отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-либо;
* Состояние того, кто не находится в неволе, в заключении;
* В философии: свобода воли, то есть возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества;
* Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов. К примеру: свобода совести, свобода слова и т.д.
В течение истории философской и политико-правовой мысли было выявлено около двухсот значений слова "свобода". О многозначности понятия свободы говорили многие мыслители, начиная с античности. Но, несмотря на это разнообразие и неопределенность, необходимо определиться с базовым, философским понятием свободы.
Свободу невозможно определить без противоположного ей по смыслу состояния - необходимости. Свобода и необходимость образуют бинарную оппозицию. Наиболее распространенной формой необходимости является закон - всеобщая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе. Законы существуют объективно, то есть, независимо от воли и сознания людей. Из школьного курса физики известны законы механики, сформулированные Ньютоном, закон всемирного тяготения, законы термодинамики и другие. Природа - это царство необходимости, диктатура закона. Об этом замечательно высказался Иммануил Кант: "Природа - это бытие вещей, поскольку они подчинены законам". Закономерное устройство природной и социальной жизни проявляется в том, что строго определенное стечение обстоятельств влечет за собой строго определенные следствия.
Все живые существа, будучи частью природы, подчиняются её законам. Жизнь животного сводится к физическому выживанию, то есть, к сохранению и поддержанию телесной оболочки. В этом деле животному помогают инстинкты, в первую очередь инстинкт выживания и инстинкт продолжения рода. Инстинкты играют роль законов, то есть фактически руководят поведением живого существа, предписывают определенные реакции на определенные внешние и внутренние раздражения. Схемы поведения животного даны ему от рождения, интегрированы в его анатомо-физиологические и психические структуры.
Человек, в отличие от животного, обладает свободой, которая состоит в его способности противостоять необходимости и жить в соответствие со своими субъективными намерениями, желаниями и целями. Иными словами, свобода - это способность и возможность человека поступать по собственному усмотрению, руководствуясь субъективными принципами, ценностями и интересами, реализуя свои представления о смысле жизни. Быть свободным - значит иметь возможность противостоять давлению внешних обстоятельств, принуждающих к определенному действию.
Когда говорят о человеческой свободе, то имеют в виду свободу его воли (liberum arbitrium), то есть отсутствие детерминант, которые определяют человеческие поступки.
Условием возможности свободы человека является его разумность. Разум позволяет человеку исследовать мир причинно-следственных связей, познавать ценности и выявлять универсальную связь вещей. Разум - это рефлексивная способность, проявляющаяся в том, что процесс познания внешнего мира соотнесен с самопознанием человека. Благодаря разуму человек может познавать законы и выяснять, насколько их действие согласуется с его намерениями и интересами. Возможность оценивать закон - это уже проявление свободы. Свобода заключается, среди прочего, в наличии выбора вариантов и моделей поведения: диктат закона, предписывающий только один вариант действий, исключает свободу. Человек, благодаря знанию закона, может подчиниться или не подчиниться ему, то есть проявить свободу воли. Из нескольких возможных вариантов он может выбрать тот, который подходит ему, соответствует его внутренним убеждениям. Поскольку внутренний мир человека закрыт для объективного исследования, свободные поступки человека несут на себе значительный отпечаток случайности и произвола.
Указанные выше случайность и спонтанность поступков человека, являющиеся признаками его свободы, дают основание для утверждений о том, что свобода человека обладает онтологической неопределенностью. Это означает, что не существует каких-либо внешних свидетельств того, каким будет любой из предстоящих поступков человека. Можно предполагать, ссылаясь на знания особенностей характера конкретного человека и специфику конкретной ситуации, что человек поступит определенным образом. Но нельзя быть полностью уверенным в этом, потому что свобода иррациональна, она не просчитывается, не калькулируется так, как просчитывается и калькулируется необходимость. Онтологическая неопределенность человеческой свободы означает, что выбор остается всегда за человеком, который руководствуется при этом только ему известными соображениями.
Свобода воли, таким образом, эквивалентна свободе выбора, свободе решения. Не случайно поэтому, в уголовном законодательстве, при вменении человеку конкретной вины и определении наказания, исходят из того, что данный человек был свободен и вменяем в момент совершения преступления. То есть, во-первых, он знал, что его поступок является преступным, и, во-вторых, у него был выбор: совершать этот поступок или не совершать. Он выбрал путь преступления, при наличии другого пути и, следовательно, он виновен.
Иммануил Кант определял свободу как особый вид причинности, которая характерна для разумного существа, то есть, для человека. Он поднял "планку человечности" на высоту, недоступную для обычного человека, отягощенного мирскими заботами. Ему принадлежит ставшее крылатым требование: "Ты человек - значит, ты должен поступать соответствующим образом". А как поступать, когда выбора нет? - Кант и следующая ему традиции в моральной философии утверждает, что у человека всегда есть выбор. Даже в самой безвыходной ситуации есть выбор между "быть" и "не быть".