Социально-философское крыло французского Просвещения
Главное в Просвещении - доказательство необходимости социально-политических преобразований и идеологическое их подкрепление. Поэтому в философии активно разрабатывалась материалистическая линия, которая отчетливо видна и в социально-философских исследованиях. Исходным в понимании общества было рассмотрение его по аналогии с природой, то есть как реальности, подчиненной строгим закономерностям. Общество сводилось к индивиду, а общественное бытие объяснялось по аналогии с индивидуальным. Главный критерий для оценки общества - его соответствие природе человека. Большое внимание уделялось изучению детерминант общественного развития. Важное место занимала проблема свободы совести.
Наиболее известные фигуры: Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций.
Монтескье Шарль Луи (1689-1755)
Известен как талантливый писатель, автор "Персидских писем", в которых критикуется религия, абсолютная монархия, излагаются элементы материалистического понимания природы и общества. Особую ценность имеет труд "О духе законов". В нем представлена концепция философии истории, названная позже "географическим детерминизмом". Монтескье выделял два типа законов, управляющих обществом: "естественные" и "социальные". Законы определенной страны, их "дух", находятся в зависимости от географических факторов таких как климат, почва, рельеф и т.п. Формы государственного устройства сводил к трем: республиканской, монархической и деспотической. Форма зависит от того, как власть относится к законам. Свобода понимается как право делать все, что разрешено законом. Движущим принципом любой социальной системы Монтескье считал людские страсти, побуждающие их действовать в направлении достижения устойчивости и стабильности. В республике таким принципом является добродетель, в монархии честь, а в деспотии - страх. Критикуя религию, признавал её роль в нравственном воспитании.
Гельвеций Клод Анри
(1715-1771)
Исходной единицей социального анализа считал индивида, а сознание и страсти человека рассматривал как движущие силы развития общества. Различие способностей человека объяснял особенностями среды. Главное произведение - трактат "Об уме". Основное место в социальной философии занимают этические вопросы. Интересы называл пружинами" общественного развития. Был сторонником просвещенной монархии.
Вольтер (Аруэ) Мари
(1694-1778)
Философскую позицию Вольтера называют деизмом из-за умеренности в вопросе критики религии и отношения к материализму. Религия должна носить разумный характер и быть средством нравственного воспитания народа. Основные работы: "Метафизический трактат", "Философский словарь", "О душе" В теории познания был сторонником локковского сенсуализма. Критиковал монадологию Лейбница, противопоставляя ей новейшие открытия в физике, в частности - учение Ньютона. Душа - это способность мыслить и чувствовать, полностью зависящая от тела. Человек - социальное существо и все попытки рассматривать его в христианской перспективе бессмысленны. Причины, заставляющие людей жить вместе, то есть образовывать общество - это естественная доброжелательность и тяга к общению. Вольтер предложил первую нерелигиозную философию истории. Он требовал очистить историю от мифов и художественных вымыслов. Утверждал, что исторические события каузально объяснимы и вовсе не подчинены божественному произволу. Миром правят мнения людей. Под "мнениями" он понимал основополагающие идеи, оказывающие влияние на судьбы чловечества. История - это процесс постепенного увеличения роли разума. В связи с этим Просвещению придается особое значение. Идеалом человеческого общежития считал общество, основанное на принципах разума.
Руссо Жан-Жак (1712-1778)
Классическими философскими проблемами - теорией познания, логикой, онтологией, - почти не занимался. В центре внимания - социальные вопросы. Отправной точкой социально - философских исследований считал парадокс: "По мере совершенствования наук и искусств души людей все больше развращаются". Тем самым Руссо подчеркивает независимость нравственного прогресса от социального. Причину социального гнета он видел в социальном и экономическом неравенстве. Выделял два состояния человеческого существования "естественное" и "общественное". Первое характеризуется равенством, свободой и справедливостью. Появление государства - шаг к несвободе. Но шаг необходимый. В работе "Об общественном договоре" разработал свой идеал общественного устройства, предложил вариант договорной теории государства и права. Руссо известен и как теоретик педагогики. Он считал, что без воспитания граждан государство будет выглядеть жалким. Предлагал изолировать воспитуемых от дурных влияний внешней среды и жестко придерживаться правил и предписаний. Критикуя религию, признавая её как средство воспитания народа.