Литературное крыло немецкого Просвещения
Представлено Лессингом, Шиллером, Форстером, Гердером. Заслуга этих писателей в том, что они, в рамках литературного дискурса, ставили и решали философские проблемы, которые явились трамплином для немецкой философской классики 17-18 вв. Они много сделали для критики и преодоления лейбницево-вольфовой философии, которая препятствовала распространению просветительских идей. Ими были созданы принципы нового эстетического подхода к действительности. В романтизме получила развитие концепция человека, характерная для эпохи Возрождения и всего Нового времени. Акцент был сделан на свободе человека, духовной составляющей его сущности. У Гердера встречаются сильные философские обобщения.
Лессинг, Готхольд Эфраим
(1729-1781)
Пытался показать границы, существующие между философией и литературой. Первая использует точные понятие и методы, а вторая играет словами, иногда говоря лишнее, а иногда - недоговаривая. Но предмет у них один и тот же. Главные работы: "Лаокоон", "Воспитание человеческого рода", "Натан Мудрый". В "Лаокооне" обосновывается различие между пластическими искусствами и поэзией, утверждается, что поэзия обладает большими выразительными возможностями. "Воспитание человеческого рода" содержит 100 тезисов о нравственном прогрессе человечества. В них выделены три возраста человечества: Детство (Ветхий Завет); Юность (Новый Завет); Зрелость (Эпоха нового Евангелия). Последняя ступень является самой совершенной в нравственном отношении.
Гердер, Иоганн Готфрид
(1744-1803)
Занимался проблемами эстетики, философии языка, философии истории. Основные работы: "Исследования о происхождении языка", "Идеи к философии истории человечества". Возникновение языка связывал с культурным развитием и действием естественных законов. Природное несовершенство человека, по мнению Гердера, выступает стимулом его развития, приводит к созданию полезных "вещей", в число которых входит и язык. Идея развития была применена и к рассмотрению природы, объяснению происхождения сознания.
Наиболее ценной из творческого наследия Гердера считается его философско-историческая концепция. В ней представлена история развития Земли как единого непрерывного процесса восхождения от низших форм к высшим под воздействием естественных законов. Низшая ступень - организация материи (теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, электричество и магнитные силы). Высшая ступень - мировая душа, объемлющая все. Историю Гердер понимал не как простое развитие, а как прогресс. В человеческом обществе в качестве движущих сил выступают интересы и потребности. Частично он признавал и влияние "внешних" факторов, особенно географических. Средством "очеловечивания" человека и сплочения общества выступает культура.
Шиллер, Фридрих
(1759-1805)
Находился под влиянием английской моральной философии, прежде всего идей Шефтсбери. Считается одним из классиков литературного романтизма. Характерные для философии противоречия между душой и телом, материей и сознанием рассматривал как свидетельство раскола в бытии, симптом его трагичности. Основные проблемы творчества Шиллера: человек и его судьба; общество; история. Избегал крайностей, пытался создать среднюю линию между материализмом и идеализмом, моралью и склонностями человека. Основная работа по философии: "Письма об эстетическом воспитании". В ней утверждается, что художественная деятельность является единственным способом обретения свободы. Истинным выражением природы человека является красота. Она выступает посредником между телесной и духовной сущностью человека. Целью эстетического воспитания Шиллер считал формирование гармонично развитой личности, целостного человека, способного к творчеству.
В развитии человека и человеческого рода выделял три ступени: физическое состояние, где человек подчиняется своей материальной природе; эстетическое состояние, где он освобождается от этой природной силы; нравственное состояние, где он овладевает материальной природой.
Шиллер является автором первой "теории игры" и высоко оценивал её роль в развитии творческих качеств человека.