Учения Платона
Философские источники учения об идеях
* Учение Сократа о всеобщем как основе этики.
* Учение элеатов об истинном, едином и неподвижном бытии.
* Пифагорейское учение о числах как истинных сущностях вещей.
Сущность учения об идеях
* Идеи есть абсолютные, всеобщие духовные сущности вещей.
* Каждой чувственной вещи или родам вещей соответствует своя идея.
* Идеи объединены в мир идей, который образует истинное бытие.
* Вторичным, производным от мира идей, является мир чувственных вещей.
* Мир идей иерархичен, на вершине его Платон поместил идею Блага .
* Отношения между миром идей и миром чувственных вещей строятся по принципу того, что вещи подражают идеям, или идеи присутствуют в вещах.
Диалектики Платона
Основные значения термина у Платона
* Диалектика есть способ познания сущности предмета через столкновение спорящих позиций и мнений.
* Диалектика - это способность возводить к единой идее то, что разрознено. Эта способность еще называется восхождением.
* Диалектика понимается и как умение разделять все на виды. Иначе это еще называется нисхождением.
Натурфилософия и космология Платона
* Космос есть творение Бога - Демиурга, овеществленного в материи.
* Космос у Платона - это живое тело, наделенное душой.
* Физический космос состоит из 4-х стихий: земли, огня, воздуха и воды.
* Космос один, он конечен, представляет собой шар, в центре которого Земля, а вокруг Земли вращаются планеты, приводимые в движение их душами.
* Мир чувственно воспринимаемого космоса развивается целесообразно, а в качестве цели выступает идея.
Учение Платона о познании
* Платон является рационалистом в теории познания. Только разуму, утверждает он, доступна истина. Чувства могут дать лишь мнение.
* Классификация познавательных способностей по Платону: идеи являются предметом мышления; числа - предметом размышления; природные вещи - предметом доверия.
* Истинное познание - "воспоминание" бессмертной души о созерцании ею мира идей еще до её вселения в смертное человеческое тело.
* Знание не может быть передано одним человеком другому, а должно быть получено из первоисточника.
* В зависимости от того, как успешно души созерцали идеи, определяется и их иерархия на Земле: на первом месте стоит философ, на последнем, 9-м - тиран.
* Цель занятий философией - возбудить в душе воспоминания об идеях.
* Главный метод пробуждения воспоминаний - диалектика.
Этическое учение Платона
Главное в этике Платона
* Этика Платона опирается на его учение о душе, состоящей из 3-х частей: разумной, волевой и чувствительной.
* Разумное сочетание этих трех частей дает начало добродетели справедливости.
* Нравственная жизнь - это стремление к высшей цели добра и справедливости.
* Нравственность бывает истинной, положительной и отрицательной. Первая доступна немногим избранным. Вторая, называемая моралью подчинения - удел толпы.
Политическая философия Платона
Политический проект Платона
* Цель политики - совершенствование граждан в государстве путем воспитания.
* Государство возникает потому, что человек в одиночку не в состоянии удовлетворить свои потребности.
* Идеальное государство есть сообщество: землевладельцев и ремесленников, производящих все необходимое для жизни; воинов и стражей, охраняющих безопасность; философов - правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление.
* Классификация государственных форм по Платону - от лучших к худшим: Аристократия; Тимократия; Олигархия; Демократия; Тирания.
Эстетическое учение Платона
Главное в эстетике Платона
* Эстетика - это учение о бытии прекрасного. Ей посвящены диалоги Платона: "Пир", "Федр", "Гипий Больший".
* Основой эстетики является учение об идеях.
* Объектом эстетики являются не конкретные проявления прекрасного, а его сущность, идея.
* Прекрасное воспринимается не чувствами, а посредством интеллектуальной интуиции.
* Идея прекрасного воплощается в чувственно осязаемых вещах: статуях, картинах и т.п.
* Прекрасными могут быть не только предметы, но и произведения искусства. Искусство есть подражание, мимесис.