Научное познание





Хотя исчерпывающее знание и невозможно, это вовсе не означает, что недостижимо надежное знание, то есть такое, которое можно было бы положить в основу успешной практической деятельности и прогнозирования. Такое знание существует и его производством занимается наука.
Научное познание отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой.
Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности. Хотя знания человек получает в обыденной жизни, в художественном творчестве, в производственной деятельности, но там они представляют собой побочный продукт, а в науке выступают в качестве основной цели.
В результате научного познания появляется научное знание об объекте. Оно отличается от обыденного, религиозного, художественного и других видов познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью.
Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на целый арсенал надежных принципов, методов и средств, с большой вероятностью обеспечивающих успех. Причем методы и принципы научного исследования постоянно подвергаются рефлексии, которой занимается философия и методология наука. Помимо общенаучных методов и средств, конкретные науки применяю свои, диктуемые природой их объектов, методы. Более подробно на этом мы остановимся ниже.
Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами. Наука нацелена на выявление и познание законов и закономерных связей, которые не могут быть установлены в ходе повседневной деятельности на уровне здравого рассудка.
Субъектом научного познания выступает ученый, человек, который по уровню своей квалификации, интеллектуальным способностям и призванию в состоянии заниматься наукой. История науки свидетельствует о том, что индивидуальное творчество первых ученых постепенно сменяется совместной работой творческих коллективов и научных сообществ.
Обобщая приведенные выше признаки научного познания можно дать такое его определение: "Научное познание - это специальным образом организованный, систематизированный и оформленный вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных знаний о мире". Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности на основе открываемых ею законов. Иными словами, научное познание - это теоретическое отражение действительности.
Научное познание появилось и сформировалось в тесной связи с практической деятельностью людей, и по мере приближения к нашему времени играла все возрастающую роль в жизни общества. Исторический опыт свидетельствует, что возникшая в ХVII веке экспериментальная наука оказалась несравненно более эффективным орудием обновления социальных структур, чем соответствующие социальные институты в других эпохах и культурах. Если сравнивать уровень жизни, доходы на душу населения и степень внешней свободы людей в странах, которые последние 300 лет были захвачены научно-технической революцией и в государствах с традиционной культурой, то сравнение окажется в пользу первых. Наука не только непосредственно влияет на состояние хозяйственной жизни, но и оказывает революционизирующее воздействие на остальные сферы общества: политику, искусство, мораль, образование, религию.
Элементы научных знаний начали формироваться в древних цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Индии. К 3000 году до нашей эры относят создание клинописи в Месопотамии, иероглифического письма в Египте, изобретение первых систем чисел в Вавилоне. Во втором тысячелетии до нашей эры вавилоняне разработали оригинальную технику решения арифметических и алгебраических задач, включая квадратные уравнения, и на основе долголетних наблюдений небесных светил определили продолжительность года. Большой известностью и славой в регионе пользовалась египетская медицина, опиравшаяся не на теоретические знания в области анатомии и физиологии человека, а на практический опыт многих поколений врачей. Однако на Востоке математические, астрономические, медицинские и иные знания носили прикладной характер и служили только практическим целям. Если решение давало практически приемлемые результаты, оно считалось истинным. То, что это решение распространялось только на конкретный случай, никого особенно не беспокоило. Для другого случая, пусть даже сходного, искалось новое решение. Греки же, переняв от вавилонян и египтян очень много из области технических знаний, не довольствовались их практической пользой, а поставили своей задачей подтвердить знания, полученные в ходе практической деятельности, через логическое доказательство. К примеру, египтяне могли очень точно вычислять объем конкретного сооружения или определять площадь конкретного участка, но только греки (Фалес и Пифагор) предложили универсальное решение подобных задач, то есть открыли универсальные закономерности, описывающие глубинную геометрическую структуру определенного типа. Это означает, что не нужно каждый раз делать измерения, чтобы убедиться в том, что (в данном примере) углы при основании конкретного равнобедренного треугольника равны. По мнению греков такое же вечное и неизменное начало присутствует во всех вещах и явлениях природы и называется законом.
Греки, таким образом, в V-IV веках до нашей эры заложили основы научного подхода к познанию. Но наука в современном смысле слова появляется только в XVI- XVII столетиях и имеет форму опытного естествознания, в котором результаты наблюдений и экспериментов подкрепляются математическими моделями изучаемых явлений. Это эпоха Кеплера, Гюйгенса и Галилея, с работ которых начала формироваться новая картина мира, опирающаяся на экспериментально-математические методы. Важную роль в развитии научного подхода к познанию мира сыграли открытые И.Ньютоном законы классической механики и закон гравитации. Особенно "богатыми" на научные открытия были XVIII и XIX века. В дальнейшем роль науки в жизни индивидуальной и общественной жизни людей постоянно возрастала, и в настоящее время мало кто ставит под сомнение её принципиальную важную роль науки в обеспечении человеческого прогресса.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление