Специфика познания в различных сферах бытия




Реальность, в зависимости от специфики составляющих её предметов, явлений и процессов, может быть разделена на три сферы: природную, социальную и сферу внутреннего мира человека. Каждая из них имеет особенности, оказывающие влияние на процесс познания.
Природа является объектом познания естественнонаучных дисциплин и представляет собой мир чистой объективности, лишенный субъективным включений. Все в ней происходит по жестким, объективным и необходимым законам, а вещи, явления и процессы связаны между собой причинно-следственными связями. Основной целью научного познания природы считается объяснение, то есть, раскрытие сущности, изучаемого объекта. Объяснение заключается в постижении закона, которому подчиняется данный объект, или же в установлении связей и отношений, которые определяют его существенные черты. Объяснению предшествует наблюдение за объектом, описание его состояния и установления факта, который далее и подлежит теоретическому анализу. Процедура объяснения представляет собой осмысление исследуемого объекта в системе существующего теоретического знания, с использованием имеющегося категориального аппарата.
Объяснение, таким образом, применимо к объектам, подчиненным принципу причинности. Объяснить - значит найти причину события, указать причинно-следственные связи между объектами исследуемой системы. Эти причины и связи должны быть доступны наблюдению, калькуляции, подлежать экспериментальной проверке, укладываться в схемы рационального мышления. Природные объекты полностью отвечают этим требованиям. Что же касается социальных явлений и процессов, то для их познания недостаточно одного объяснения. Это обусловлено природой социальных объектов, их неразрывной связью с человеческой субъективностью.
События, явления и процессы социальной жизни представляют собой человеческие действия, в основе которых лежат разнообразные мотивы, интересы, ценностные предпочтения людей. В обществе действует особый тип причинности - свободная воля человека, которая лишь отчасти может быть познана посредством рационализации человеческих поступков, сведения их к стереотипным схемам. Социальные объекты обладают смысловым содержанием, для постижения которого выработана такая процедура, как понимание. Закон природы нельзя понять, его можно только объяснить. Понять можно только другого человека, и то, лишь опосредованно, через его поступки и сделанные им вещи.
Понимание - это реконструкция смысла, то есть восстановление замысла, которым руководствовался человек, совершая то или иное действие. Если речь идет о произведении искусства, то понимание означает проникновения в духовный мир автора, выяснение особенностей его индивидуального художественного стиля и влияний, которые он испытывал. Кроме того, необходимо исследование личности художника, деталей его персональной биографии, знание социального и культурного контекста, в котором проходило его творчество. Изучение событий политической жизни предполагает, среди прочего, выявление мотивов, которыми руководствуются политики при принятии решений. Этими мотивами далеко не всегда являются экономические интересы и жажда обладания власти. Часто, даже такие циничные люди, как политики, пытаются "сделать мир лучше", преследуют благородные и идеальные цели.
Понимание как форма освоения социокультурной реальности стало активно разрабатываться в конце XIX- начале XX столетий, когда общественная жизнь усложнилась, и стало очевидно, что для её познания требуется особая методология. В это время начинает активно развиваться психология, которой придают статус ведущей дисциплины обществоведения, поскольку видят в ней "ключ" к внутреннему миру человека. Понимание трактуется преимущественно как сопереживание, вживание, сочувствие, возникающие между субъектом и объектом в ходе познания. Немецкий социолог Макс Вебер, один из классиков "понимающей социологии", писал: "Для того, чтобы понять канатоходца, идущего по канату, закрепленному на высоте 30 метров, нужно самому хотя бы раз проделать подобное". Этим он подчеркивал проблематичность полного, адекватного понимания.
Специфика социального познания связана еще и с тем, что его объекты в той или иной степени являются ценностями. Ценность - это все то, что важно для человека, имеет для него значение. Природные объекты, сами по себе, в силу физических, химических и иных свойств, еще не являются ценностями. Ценность им придает человек. Поэтому золото и алмазы, считающиеся сейчас символом богатства, в более ранние времена не имели такой ценности. Конечно, люди ценят объекты в силу присущих этим объектам свойств, важных с точки зрения человека для удовлетворения материальных или духовных потребностей. То же золото выбрано в качестве денежного эквивалента в силу того, что оно устойчиво к химическим воздействиям, пластично, имеет оптимальный объем запасов.
Многие ученые считают, что ценности не могут быть научными фактами в силу своей чрезмерной субъективности и относительности. Поэтому социальные концепции не обладают научным статусом. В настоящее время данная проблема является предметом активных дискуссий между сторонниками и противниками такой позиции.
Еще одна особенность социального познания заключается в историчности социальных объектов. В отличие от природы, явления и процессы которой рассматриваются как уже сформировавшиеся и обладающие неизменным набором свойств и признаков, общество пребывает в процессе постоянного развития, поиска оптимальных форм и способов организации социальной жизни. Чтобы познать наличные социальные структуры, необходимо реконструировать их исторический генезис, то есть, проследить их истоки, выяснить основные этапы исторической эволюции. Ныне существующие общества возникли не на пустом месте, а являются лишь очередным звеном в цепи длительного развития, начало которого теряется в глубинах истории. Поэтому принцип историзма является обязательным при исследовании развивающейся во времени социальной реальности.
Особым объектом познания является внутренний мир человека, под которым понимается его индивидуальный психический склад, особенности духовной жизни, влияющие на его поведение. Долгое время существовало убеждение, что эта сфера представляет собой своеобразную terra incognita - непостижимую область для научного познания. Считалось, что чувства, эмоции и настроения людей, индивидуальные нюансы их психики доступны только писателям, живописцам, музыкантам и, отчасти, философам. Лишь в ХХ веке, с развитием психологии, в особенности, с появлением теории и практики психоанализа, внутренний мир человека становится объектом серьезного научного исследования. В первую очередь речь идет о структурных элементах психики, принципах развертывания жизнедеятельности индивида, мотивах его поведения, иными словами - о той сфере, изменения и процессы в которой оказывают существенное воздействие на организацию человеческого бытия в целом.
Важным способом проникновения во внутренний мир человека является философская рефлексия. Философия появилась в связи с настоятельной потребностью человека в познании самого себя, в обретении смысложизненных ориентиров, которые можно найти только посредством соотнесения бытия человека с бытием мира. Философская рефлексия - это постоянный мониторинг душевного состояния человека, который каждый осуществляет индивидуально. Рефлексия предполагает анализ своих мыслей, ценностных установок и жизненных принципов в перспективе фундаментальных оснований бытия и мышления.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление