Краткое изложение системы объективного идеализма Гегеля
Истинное познание - это тождество субъекта и объекта. Но истина не находится в статике, она раскрывается в живом процессе развития абсолютной идеи, полагающей из себя все многообразие объективного и субъективного бытия. Задача философии состоит в познании абсолютного в тождестве объективного и субъективного и в их различии.
Поскольку мышление и бытие, субъект и объект у Гегеля тождественны, то нужно иметь в виду, что онтология, логика и теория познания в его философии совпадают. Предметное содержание диктует логику и метод своего познания. Истинная наука - это самотворчество разума.
Мир, по Гегелю, есть Абсолютный разум, пребывающий в начале в сжатом виде, в неразличенном состоянии, в тождестве субъективного и объективного. Это Абсолютное бытие разума равнозначно Ничто, ибо о нем ничего нельзя узнать, кроме того, что оно есть. Истинная философия не берет свое содержание извне, а создает его из себя и потому колебания Абсолютного разума между чистым бессодержательным бытием и Ничто есть начало самообъективации разума.
От чистого бытия или Ничто дух переходит к какому-либо определенному бытию, то есть к качеству. Следующий этап определенного бытия - количество. Эта ступень объективации Абсолютной идеи изложена у Гегеля в "Учении о бытии.
Синтезом количества и качества является мера объекта. Мера характеризует уже сущность вещей и поэтому излагается в "Учении о сущности".
"Учение о бытии" и Учение о сущности" составляют две части объективной логики Гегеля.
Субъективная логика включает третью степень объективации Абсолютной идеи и представлена "Учением о понятии". В него включены основные разделы аристотелевой логики: понятие, суждение, умозаключение. Они объективируются в трех природных закономерностях:
* Механизме.
* Химизме.
* Телеологизме.
Из своей объективации в природе дух вновь возвращается назад, в себя и определяется как дух на трех ступенях:
* Жизнь.
* Познание.
* Абсолютная идея.
Абсолютная идея должна подвергнуться общему закону самоотрицания, пройти через инобытие. Гегель выделяет две ступени инобытия абсолютной идеи: философия природы и философия духа.
Философия природы включает в себя:
* Механику.
* Физику.
* Органику.
Органическая ступень считается высшей в развитии природы, однако, как полагает Гегель, на ней Разум не получает своего адекватного выражения. Отсюда возникает необходимость в ступени духа, которая описана Гегелем в философии духа. Эта ступень подразделяется на:
* Антропологию.
* Феноменологию.
* Психологию.
На стадии психологии у духа вновь возникает потребность в объективации, и он осуществляет её, отчуждаясь в:
* Праве.
* Морали.
* Нравственности.
Нравственность, в свою очередь, обнаруживает себя на трех ступенях:
* Семья.
* Гражданское общество.
* Государство.
Государство выступает как высшее воплощение разума в человеческой жизни. Из объективации в государстве дух возвращается к себе и проявляется как абсолютный дух на трех ступенях:
* Искусство.
* Религия.
* Философия.
Философия является наиболее адекватной формой, в которой разум познает себя, а сам разум, таким образом, есть ничто иное, как философствующий ум, объективирующийся в природе, обществе и человеке.
Саморазвитие Абсолютной идеи есть диалектический процесс. Он универсален, охватывает развитие природы, общества и познания.