О различии научного и философского подходов к изучению человека
Философия возникла вследствие попыток человека понять самого себя, решить загадку своего бытия в мире. Проблема человека - центральная в философии. Иммануил Кант говорил, что занимаясь философией, он хотел ответить на три вопроса: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? Эти три вопроса он объединил в один: "Что такое человек?"
Человек является предметом многих дискурсивных практик: мифологии, богословия, науки, искусства, философии. Каждая из них исследует его сквозь призму своих познавательных целей, использует специфические концептуальные и методологические средства. В рамках научного дискурса, в результате специализации и интеграции научного познания, выделился блок "гуманитарных наук". В него входят дисциплины, изучающие разнообразные аспекты человеческого бытия: история, антропология, культурология, лингвистика и другие.
Фактор человека неустраним и из естественно-научного дискурса, что нашло отражение в "антропном космологическом принципе" (АКП). Философское обоснование антропного (от латинского antropos - человек) космологического принципа принадлежит Декарту, который утверждал, что порядок вещей в природе и порядок идей в голове человека - тождественны. Американский космолог Б.Картер, которому принадлежит авторство выражения "АКП", считает, что тот физический мир, в котором обитают люди, удивительным образом "подстроен" под человека. Это следует понимать таким образом, что строение физического мира и его законы предполагают людей, которые могут этот мир наблюдать, изучать и осваивать. Если использовать ход мыслей Декарта, то можно выразить сущность АКП так: "Между законами природы и разумом человека существует очень тонкая подстройка, обеспечивающая их тождество". АКП однозначно отрицательно высказывается относительно существования "внечеловеческих" форм разума: если они и существуют, то средой их обитания является другой физический мир, с другими законами. А это значит, что мы никогда не сможем с ними пересечься ни в мысли, ни в действительности. Тот мир, в котором живет человек, предполагает в качестве наблюдателя и действующего лица именно человека, устроенного именно таким, как человек, образом. И, наоборот: в другом мире, с другими физическими константами, человек просто не сможет существовать.
Поэтому развитие современной естественнонаучной картины мира во многом связано с включением в нее "человеческого фактора". Еще до начала исследований можно предсказать ряд астрофизических и других факторов по той причине, что то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Основанием для таких предсказаний и служит антропный принцип, отражающий невероятно тонкую подстройку Вселенной.
Общим для всех указанных выше познавательных практик является то, что они не ставят перед собой задачу ответить на вопрос о сущности человека, а лишь исследуют различные аспекты его бытия. При этом они опираются на уже имеющиеся теоретические модели человека. Монопольное право на выработку понятия человека принадлежит философии, которая имеет дело не с частным и случайным, а с всеобщим и необходимым. Понятия, получаемые философией, обладают такой степенью всеобщности, которая позволяет использовать их в качестве базовых в других науках. Это относится и к философскому понятию человека, в котором выражена сущность человека, то есть такой специфический набор его свойств, признаков и характеристик, который отличает его от всех других объектов.
Аристотель, в "Топике", писал, что логическая процедура определения какого-либо понятия предполагает сначала установление родовой принадлежности рассматриваемого объекта, а затем выявление его видовой специфики. То есть, в первую очередь, необходимо отыскать предельно широкую таксономическую категорию, в которую, наряду с прочими объектами, входит и интересующий нас объект, а затем постепенно освобождаться от признаков, которые роднят данный объект с другими, до тех пор, пока не определятся признаки и свойства, присущие только ему. И затем уже осуществлять философскую рефлексию именно этих признаков, выясняя, какие из них являются существенными, а какие - второстепенными.
Если применить эту процедуру к определению понятия человека, то получится следующая картина: Человек - это живое существо, то есть, входит в Царство (предельно широкая таксономическая единица) животных. Он принадлежит к типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates), семейству гоминид (Hominidae) роду человек (Homo), виду человек разумный (Homo sapiens). В качестве живого существа человек имеет много признаков, общих с млекопитающими: основу его внутреннего скелета составляет позвоночный столб; он обладает двумя парами конечностей, постоянной температурой тела, легочным типом дыхания, четырехкамерным сердцем. Человек, как и другие млекопитающие, вынашивает зародыша в материнском организме, который для этого имеет специальный орган - плаценту. Хорошо развитая нервная система и органы чувств, присущие человеку, способствовали его выживанию и развитию.
Помимо общих с другими животными свойств и признаков, человек имеет ряд характерных анатомо-физиологических особенностей, которые отличают его от других гоминид. Это: прямостояние и прямохождение, свободные верхние конечности, используемые для употребления и изготовления орудий, специфическое строение челюстей и зубов, сложная система кровообращения. Средства общения у человека представлены жестами, мимикой, членораздельной речью, обеспечиваемыми соответствующим развитием мускулатуры, аппарата голосообразования, а также средств управления ими, включая корковые центры речи. Членораздельная речь, являющаяся основным каналом межчеловеческих отношений, недоступна для животных. Но самая главная биологическая особенность человека заключается в наличии высокоразвитого головного мозга, который по всем показателям превосходит мозг человекообразных обезьян. Масса головного мозга человека в три раза превосходит массу мозга гориллы, вес тела которой в три раза больше веса человеческого тела. Кора головного мозга человека обладает высокой дифференциацией, благодаря которой различные участки мозга отвечают за строго определенные функции.
Указанные особенности имеют биологическую природу и еще не являются основанием для утверждений о том, что человек занимает уникальное место во Вселенной. Все животные отличаются друг от друга по разнообразным признакам: размерам, устройству органов дыхания и пищеварения, репродуктивными способностями. В этом смысле дельфин отличается от кашалота, слон от жирафа, волк - от лисицы, а человек от обезьяны. Указанные отличия носят количественный характер и не устраняют общей характерной особенности всех живых существ, а именно: в течение миллионов лет эволюции у животных сформировались те признаки и свойства, которые являются оптимальными для их физического выживания. Природа выступила в данном случае как безукоризненный мастер, долго и упорно шлифующий предмет своего труда до тех пор, пока он не приобретет законченный и совершенный вид. Любое животное, выжившее в горниле эволюции, является идеальным с точки зрения своего анатомо-физиологического устройства. В нем нет ничего лишнего. В этом смысле можно говорить о том, что процесс биологического развития животного мира завершился. Последним творением природы был человек, после которого новых видов животных природа уже не порождала.
Но если для животного мира развитие тождественно анатомо-физиологическому развитию, то в отношении человека это не так. Формированием современного человека в биологическом смысле создана лишь необходимая предпосылка для возникновения и развития человеческой сущности. Указанные выше особенности человека как биологического вида послужили основанием для зарождения в нем разума, наличие которого позволило человеку занять уникальное место во Вселенной.
Разумность, являющаяся специфическим признаком человека, - это особое качество, которое не может быть поставлено в один ряд с мощными клыками, сильными конечностями, большими размерами и способностью к мимикрии. Благодаря разуму человек в состоянии не только приспосабливаться к окружающей среде (что присуще всем живым организмам и растениям), но изменять и саму среду, приспосабливая её "под себя". Животные полностью подчинены инстинктам, которые действуют с неумолимостью законов природы, предписывая строго определенные реакции на внешние и внутренние раздражители. Все живые существа, за исключением человека, несвободны. Они не принадлежат самим себе, то есть повинуются своеобразному "автопилоту", в роли которого выступают инстинкты. Иными словами: животные выступают в роли объектов воздействия внешних по отношению к ним сил, а человек может быть не только объектом манипулирования, но и субъектом деятельности, направленной на изменение внешнего мира и самого себя.
Таким образом, в результате исключения признаков и свойств, объединяющих человека с другими живыми существами, выяснилось, что видовая специфика человека заключается в его разумности.
Разум присущ только человеку и входит в число его атрибутов, но сущность человека не сводится к его разумности. Разум является основанием множества возможностей и способностей, которые делают человека человеком, превращают его из биологического вида "человек" в собственно человека. Самая главная возможность и способность, в которой заключается сущность человека и которая реализуется благодаря разуму, - это деятельность, посредством которой человек изменяет окружающий мир и самого себя.