Тема: 17. Философия и мышление
Все науки и знания выстроены из слов и понятий. А в основе их лежат такие категории как «движение», «энергия» и «атом», «Бог», «жизнь» и «смерть», «материя», «сознание», «бытиё» и многие другие, которые считаются одинаково всеми понимаемыми и не требующими объяснений и доказательств.
Они не имеют строгих определений, да и не могут их иметь, потому что являются чистыми абстракциями, не сцепленными с какими-либо образами, и не ясно, что именно они обозначают. Кроме того, в философии, религии и науке применяются специфические термины, часть из которых используют корни мёртвых языков с утраченными ныне смыслами, а большинство вообще «высосаны из пальца».
При этом из одних слов выводятся другие, из тех– последующие, создавая сложные системы их взаимозависимостей. В результате все они оказываются неопределёнными и ускользающими, и каждый человек понимает под ними что-то своё, субъективно-индивидуальное. Поэтому людям, даже специалистам в узкой области знаний, бывает трудно объясняться друг с другом.
Это связано с основополагающими принципами мышления человека. Он мыслит посредством конкретных образов (виртуальных голограмм), абстрактных номенов (слов и понятий) и абстрактно-конкретных представлений (выражающих некие целостные идеи), а также абстрактных отношений, связывающих все их друг с другом.
Люди думают и говорят, используя слова, образами они пока (или уже?) общаться не могут, это – область т.н. телепатии. С помощь слов – дискретных кодированных номенов-знаков, отображающих образы и соединяющихся с ними в представления, они пытаются передать другим идеи о себе и окружающем мире. А также воспринимают и преобразуют внешние идеи в своём сознании.
Философия есть способ познания, как соотнесения сознания и бытия за счёт использования инструментов и логики разума. При этом каждый человек порождает субъективные образы и представления себя (Мыслящего-«Я») и внешнего мира (Мыслимого). И делает это с помощью отношений мышления.
Поэтому «реальность» оказывается сложной совокупностью идей, образов, представлений и отношений многих людей. Она воспроизводится на «экране» сознания (разума), подобно тому как электромагнитные волны превращаются в изображения и звуки в телевизоре. Но происходит это всегда искажённо, в зависимости от состояния человека, уровня его знаний и возможностей их вмещения.
Отражённо-отображённый образ мира (обобщённое представление его в мышлении) не остаётся постоянным, но меняется в соответствии с развитием, совершенствованием личности (изменением состояния сознания). Его границы могут значительно расширяться, хотя далеко не у всех и не всегда.
Одни философы («классики», которых мало) пытались понять, что есть Бог и Творение, чем является материальное бытиё, как оно связано с трансцендентной Сферой идей, и для чего создавались Вселенная и человек. А также исследовать его внутренний мир, мышление и логику разума в рамках доступных им знаний, исторических условий и пр.
Другие, которых несравнимо больше, занимались и занимаются «комментариями» – изучением и цитированием трудов известных авторов, как бы примеривая их тексты на себя и описывая своё понимание чужих мыслей. Именно они во многом сформировали современную философию.
В принципе, вторые необходимы так же как и первые. Они позволяют получить расширенное представление о человеке (микрокосме) и мире (макрокосме) обычным людям, которые не обладают достаточными знаниями, силами и возможностями, чтобы разобраться в собственной жизни, а тем более в идеях великих мыслителей.
Поэтому не существует «единой философии». Но есть совокупность разных, подчас противоречащих друг другу искаженных представлений об окружающем мире, сознании и бытии. Которые всегда субъективны и зависят от знаний и отношений индивидов.
Основные назначение и задача философии – побудить людей к развитию, показав единство и целостность Мироздания, взаимосвязь сознания и бытия, и вызвать желание познать этот мир, постигая в первую очередь самих себя. А главное в ней – не столько знакомство с чужими высказываниями, сколько формирование у каждого человека собственных идей и представлений. Одними учебниками здесь не обойтись, надо изучать первоисточники, но свободно и непредвзято.
https://dzen.ru/a/Y9uapXByelTbh63f